Дрон на острове
В Сахалинском государственном университете студенты и школьники под руководством опытных инженеров разрабатывают беспилотную летающую технику. Для большинства из них всё началось с увлечения авиамоделированием, а потом переросло в целое прикладное научное направление. Куда и зачем летают сахалинские дроны, мы спросили Ольга Шуаеву, руководителя молодёжного конструкторского бюро «Инноматик».
— Ольга, сейчас дроны у многих ассоциируются с чем-то опасным, тем, чего лучше избегать… Ваши дроны не такие?
— Наши дроны нужны для поиска свалок, наблюдения за пожарами, паводками – с этого начинался наш проект, который мы реализовывали с детьми в Смирныховском районе. Проект был практико-ориентирован, чтобы учащиеся показали свои навыки в управлении дронами. Мы показали, что дроны могут фиксировать очаги возгораний на самой ранней стадии и сигнализировать об этом службе МЧС. Или успешно выполнять поиск самовольных свалок. Причем, что очень важно, на первом этапе наши дроны фиксируют сам факт наличия таких свалок, на втором – уже после вынесения предупреждения соответствующими службами проверять, ликвидированы они или нет. У нас на Сахалине с этим строго: свалка не будет месяцами бесконтрольно расти в объёмах, если вынесено решение её убрать. Вы не увидите у нас куч мусора – и это, в том числе, наша заслуга.
По указу губернатора в каждой школе Сахалинской области есть свои дроны, педагоги специально обучены. Это всё проходит в рамках учебных занятий, но мы решили выйти за школьный порог и показать, что школьники у нас имеют практические навыки. Проект мы считаем успешным, будем дальше его развивать, реализовывать и показывать результаты на форуме в сентябре.
— Какие вы ещё видите задачи для беспилотников?
— У нас множество задач. Например, популярное направление «Робот-доставщик» – скоро они будут развозить посылки по Южно-Сахалинску. Продолжение мониторинга лесных пожаров, паводков, несанкционированных построек, картография. Однозначно – у дронов есть важное гражданское применение.
Ольга Шуаева, руководитель молодежного конструкторского бюро, генеральный директор ООО «Инноматик». Фото Андрея Афанасьева.
— Как вы их делаете?
— У нас есть собственное производство беспилотных систем. Часть комплектующих мы заказываем, но в основном это наша авторская работа. Мы постоянно оптимизируем модели, чтобы они соответствовали новым задачам. Сейчас разрабатываем беспилотник, у которого будет ускоренная сборка за счёт его модульности. Это блок, который входит в беспилотник, и благодаря этому не нужно собирать отдельно каждую часть системы. Наверняка появятся и другие придумки.
— Вы сами проектируете будущие дроны?
— Да. Наставнический персонал молодёжного конструкторского бюро состоит из практикующих инженеров. На производстве происходит и разработка рамы, и моделирование различных частей дрона. Совместно со студентами разрабатываем дроны и стенды для испытания различных винтомоторных конструкций. Все, что вы видите, мы придумали и сделали сами. Это наша, местная разработка.
Фото Андрея Афанасьева.
— Но дроны давно придуманы и разработаны. Вы не изобретаете велосипед?
— Нет. Мы используем понятную всем технологию, но всегда стараемся добавить что-то новое. Конечно, мы не единственные, кто занимается дронами на Сахалине. Но мы занимаемся не только разработкой дронов, но ещё и обучением. Работаем с молодёжью. Наш штат состоит в основном из школьников. Сейчас лето, каникулы, а они увлеченно работают в нашем конструкторском бюро, никто их не заставляет. Кто-то из наших юных воспитанников уже вырос, стал студентом и тоже работает у нас. В этом смысле мы уникальны.
— Какие материалы вы используете?
— Самые разнообразные. Это карбон, текстолит, пластик для 3D-печати и другие.
Фото Андрея Афанасьева.
— А 3D-печать для чего используется?
— Для того, чтобы сделать различные элементы, навесить полезную нагрузку: например, камеру, захват. Мы же ещё участвуем в соревнованиях, поэтому можем сделать сами те части, которые нужны для наших целей.
— Люди боятся ваших дронов? Они же могут в окно залететь, его разбить.
— Нет, мы соблюдаем все правила безопасности. У нас есть учебный кабинет, где размечена полетная зона. Детей со школы учат, как правильно запускать дроны.
— Неужели ни разу не было случая, чтобы он улетел не туда, куда надо?
— Такие случаи были, но мы их тестируем в разрешённых зонах. Как правило, это поле. Люди находятся далеко. Конечно, всякое бывает. Не всё, а точнее, ничего не получается с первого раза.
Даниил Наконечный, инженер - конструктор молодёжного конструкторского бюро. Фото Андрея Афанасьева.
— При проектировке летательного аппарата наверняка требуются не самые простые расчёты. Кто у вас этим занимается?
— Это делают наши инженеры. У них есть образование, опыт и навыки, которые позволяют использовать те же аэродинамические расчёты. Происходит настоящий «мозговой штурм», когда они занимаются проектировкой. В результате рождаются прототипы, которые мы потом дорабатываем. Не всё всегда гладко получается. Мы тестируем, пробуем, ещё раз тестируем. И, в конце концов, получается.
Материал подготовлен в рамках пресс-тура на Сахалин, организованного АНО «Национальные приоритеты» и Десятилетием науки и технологий.