Что можно увидеть на небе в марте 2024

Вот и наступила весна! Помимо весеннего солнышка любителей астрономии греет надежда, что ясных ночей станет больше. В этот первый месяц весны мы обратим внимание на невзрачное созвездие Чаша.

Чаша (на латыни Crater, сокращение: Crt) – скромное по размеру и по звёздному составу созвездие южного полушария неба. Тем не менее, оно описано в каталоге звёздного неба астронома II-го века Клавдия Птолемея «Альмагест». По площади Чаша занимает 53 место среди 88 современных созвездий, а по числу звёзд, видимых невооружённым глазом (20 звёзд ярче 6m), оно делит лишь 64–83 места. В нём только одна звезда ярче 4mδ Crt (3,56m).

Московское небо южная сторона 15 марта 2024 года, полночь. Над горизонтом видна Чаша. Карты неба здесь и далее созданы с помощью программы Stellarium.
Московское небо северная сторона 15 марта 2024 года, полночь.
Созвездие Чаша. Показаны звёзды с видимой величиной до 6,5 и галактики до 14. Имена указаны для звёзд с видимой величиной выше 5,5.
Изображение спиральной галактики NGC 3511, созданное путем совмещения изображений разных фильтров, предоставленных архивом PanSTARRS-1 (NASA and STScI).
Изображение спиральной галактики NGC 3981, полученное в рамках программы ESO Cosmic Gems («Космические драгоценные камни») на Очень Большом Телескопе (VLT). (Источник: ESO).
Спиральная галактика с перемычкой NGC 3887, снятая космическим телескопом «Хаббл». Её удобная ориентация позволяет детально рассмотреть спиральные рукава и центральный балдж, что делает ее идеальной целью для изучения. (ESA/Hubble & NASA, P. Erwin et al.)
Карта полутеневого лунного затмения 25 марта, которое можно будет увидеть на самом востоке нашей страны. (Автор: Fred Espenak).

Хотя самые яркие звёзды созвездия выстроились в характерной чашеобразной фигуре, найти её с ходу на небе затруднительно из-за их тусклости. При поиске созвездия на небе можно отталкиваться от лежащих выше соседних созвездий Дева и Лев. Если провести линию, соединяющую их самые яркие звёзды Спику (α Vir, 0,95m) и Регул (α Leo, 1,35m), то Чаша окажется как раз под её серединой. Ориентиром может служить и лежащее восточнее Чаши более приметное созвездие Ворон. На территории России созвездие целиком видимо в средних и южных широтах. Наилучшие условия для наблюдений наступают в марте.

Самая яркая звезда созвездия – оранжевый Лабрум (δ Crt, 3,56m, расстояние 163 св. года, K0, 1,56M, 22R, 171L, 4510 K). Это красный гигант, относящийся к так называемому красному скоплению. Такие звёзды находятся на поздней стадии эволюции и генерируют энергию посредством термоядерного синтеза гелия в ядре. К этому же типу относится и третья звезда созвездия Алкес (α Crt, 4,07m, 141 св. год, K1, 1,81M, 12R, 66L, 4691 K).

Вторая по яркости звезда созвездия γ Crt – двойная звезда с суммарным блеском 4,06m, удалённая от нас всего на 86 св. лет. Угловое расстояние между компаньонами около 5º (126 а. е.), и они разрешимы даже с помощью небольшого любительского телескопа. Главный компонент γ Crt A представляет собой белую звезду главной последовательности (4,08m, A9, 1,81M, 1,3R, 19L, 8020 K). Компаньон γ Crt B имеет величину 9,6, а его масса оценивается в 75% массы Солнца.

Любители наблюдать за переменными звёздами могут обратить внимание на расположенную рядом с Алкесом полуправильную переменную звезду R Crt (690 св. лет, M7/8, 1,91M, 633R, 8151L, 3295 K), которая колеблется в диапазоне от 8,1 до 9,5 звёздной величины за 160 дней. В 1982 году у неё также обнаружили небольшие (~ 0,1 звёздной величины) изменения на временных масштабах менее одного часа. Её невозможно увидеть невооружённым глазом, но легко разглядеть в небольшой телескоп или бинокль. Это гигантская звезда, окруженная большой околозвёздной пылевой оболочкой, в которой обнаружены сильный звёздный ветер и ударные волны. Кроме того, R Crt – двойная звезда с тусклым спутником (9,9m, F8), удалённом на небе на 65 угловых секунд.

Поскольку Чаша расположена далеко от полосы Млечного Пути, скопления звёзд и туманностей созвездие не содержит. Зато далёких и тусклых галактик видно много.

NGC 3511 (10,8m; 5,8′ × 2′; 70 000 св. лет; 42 млн св. лет) – спиральная галактика, видимая под большим наклоном, который оценивается в 70°. В её центре находится сверхмассивная чёрная дыра, масса которой оценивается в 1,3–6,2 миллиона M. Расположена она в 2° к западу от β Crt и образует пару со спиральной галактикой с перемычкой NGC 3513 (11,1m; 2,9′ × 2,4′; 23 млн св. лет), удалённой на 10,5′.

NGC 3981 (11,8m; 5,2′ × 2,3′; 105 100 св. лет; 62 млн св. лет) – спиральная галактика с двумя широкими возмущёнными спиральными рукавами. Она входит в группу NGC 4038, которая вместе со спиральными галактиками NGC 3672 (11,4m; 4′ × 1,8′; ~ 90 млн св. лет) и NGC 3887 (10,6m; 3,5′ × 2,7′; ~ 60 млн св. лет) является частью группы из 45 галактик, известных как Облако Чаши в сверхскоплении Девы. Особенность галактики NGC 3887 в том, что она имеет ядро заметно более голубого цвета, чем остальная галактика. Наиболее известным членом группы NGC 4038 является одноимённая пара взаимодействующих галактик Антенны, расположенная в соседнем созвездии Ворона.

В созвездии находится карликовая сфероидальная галактика-спутник Млечного Пути Чаша 2 (Crater 2), расположенная примерно в 380 000 св. лет от Солнца, недалеко от звезды ς Crt на небе. Галактика имеет размер 62,4 угловой минуты (~ 7000 св. лет), что примерно в два раза больше угловых размеров полной Луны. Это делает её четвёртым по величине спутником Млечного Пути. Она уступает лишь Большому и Малому Магеллановым Облакам и карликовой эллиптической галактике в Стрельце. Причём все они значительно превосходят Чашу 2 по массе. Именно из-за малой массы и больших размеров Чаша 2 имеет удивительно низкую поверхностную яркость. Поэтому открыта она была совсем недавно в 2016 году по данным съёмки VST ATLAS (обзорный телескоп VLT, расположенный в обсерватории ESO Параналь в пустыне Атакама на севере Чили).

* * * * *

А теперь поговорим о том, какие объекты Солнечной системы можно будет наблюдать на мартовском небе. В этом году весеннее равноденствие, знаменующее астрономическое начало весны, наступит 20 марта. Для наблюдения больших планет март нынешнего года – неблагоприятное время. Хорошо будут видны лишь Меркурий, Юпитер и Уран.

Весну Меркурий встретит на границе созвездия Водолея, из которого 7 марта перейдёт в созвездие Рыбы. 24 марта он достигнет максимальной восточной элонгации (19º), а потому март – благоприятное время для наблюдения первой планеты. Но наилучшее время наступит с 16 по 26 марта, когда Меркурий по вечерам будет подниматься достаточно высоко над горизонтом на время до полутора часов. 8 марта он пройдёт севернее Нептуна в 0,4º.

Венера начнёт весну в созвездии Козерога, затем 9 марта она перейдёт в Водолей. Благодаря большой яркости её можно наблюдать даже при восходе Солнца. 21 марта Утреннюю звезду ждёт встреча с Сатурном, к которому она приблизится на 0,3º.

Марс встретит весну в созвездии Козерога, откуда 19 марта переместится в Водолей. Юпитер и Уран март проведут в созвездии Овна.

Сатурн первый месяц весны проведёт в Водолее, а Нептун – в Рыбах. После соединения 28 февраля окольцованная планета будет скрываться в лучах Солнца. Аналогичная ситуация и у Нептуна, у которого соединение 17 марта.

Карликовая планета Церера (9,0m–8,8m) перемещается по созвездию Стрельца.

Яркие астероиды с величиной более 10m

Название      Величина                  Созвездия
 (4) Веста        8,0–8,3          Телец, Близнецы
 (3) Юнона        8,6–9,4
                   Лев
 (2) Паллада        9,3–9,1               Геркулес
 (532) Геркулина        9,5–9,1       Волопас, Волосы Вероники
 (23) Талия         9,7–10,1                    Лев
 (15) Эвномия       10–10,1                   Рыбы

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC

В колонке Наблюдения указано благоприятное время наблюдения и максимальная высота со стороной света (ПЗ – после захода, ПВ – перед восходом).

Объекты                       15 марта

Новолуние            10
 Первая четверть            17
 Полнолуние            25
 Последняя четверть              3
 Апогей    23 (406290  км)
 Перигей     10 (35 6895 км)

25 марта произойдёт полутеневое лунное затмение с максимальной фазой в 07:33 UT1, которое можно будет увидеть лишь на самом востоке нашей страны (восточнее линии, соединяющей остров Котельный и Владивосток). Однако для обжитых материковых районов будут доступны лишь небольшие фазы. Так что затмение будет практически незаметно невооруженным глазом.

В марте достаточно интенсивных метеорных потоков нет.

Самая яркая комета весны 12P/PonsBrooks, к сожалению, будет видна в Северном полушарии только в марте, когда её блеск достигнет 5m. Не упустите момент! Потом она станет ещё ярче, но в северном полушарии её невозможно будет наблюдать.

Яркие кометы

Буквами обозначено время наблюдения: В – вечер, Н – ночь, У – утро.

П – прохождение перигелия, r – расстояние до Солнца, d – до Земли в а. е.

Кометы  Блеск, время наблюдения и созвездия
 12P/Pons–Brooks  5m, В; Андромеда, Рыбы, Овен
 C/2021 S3 (PanSTARRS)  9m, У; Змея, Орёл, Стрела, Лисичка
 62P/Tsuchinshan  10m, В, Н, У; Дева
 144P/Kushida  10m, В, Н; Телец Орион, Близнецы
 C/2023 A3 (Tsuchinshan-ATLAS)  11m , Н, У; Весы, Дева
 13P/Olbers  11m, В ; Кит, Телец
 C/2022 E2 (ATLAS)  12m, В, Н; Близнецы
 C/2022 L2 (ATLAS)  12m, Н, У; Кентавр
 29P/Schwassmann–Wachmann
 13m, В, Н; Рак

В марте перигелий пройдёт комета C/2022 L2 (ATLAS) 12.03 ( r = 2,69,  d = 2,17), а на наименьшем расстоянии от Земли пройдёт комета C/2021 S3 (PanSTARRS) 14.03 (r = 1,32; d = 1,3).

Чистого вам неба и удачных наблюдений!