Математический Дед Мороз приходит круглый год

... и дарит любовь к точнейшей из наук, бесплатно занимаясь со школьниками и студентами.

Накануне Нового года на одном из сайтов наткнулась на необычное объявление: «Бесплатно подготовлю ваших детей к ОГЭ, ЕГЭ по математике, помогу разобраться в сложных темах, решить задачи. Ирина Дмитриевна». И телефон.

Первая мысль – не может такого быть! И не у меня одной: под объявлением модератор группы уже пишет, что это объявление требует проверки – не мошенничество ли? «Да, конечно, проверяйте, – отвечает автор без тени обиды. – Я человек состоявшийся, времени у меня сейчас много, а помочь ребятам хочется».

Ну, раз хочется – попросила своего сына-десятиклассника обратиться к ней за помощью. Тем более, с математикой у него и правда не всё гладко. Отправил ей сложную для него задачу с просьбой помочь решить.

Ответ пришел через пару часов: подробнейшее решение с пояснениями, а в конце – добрый совет: «Не увлекайся решениями из Интернета. Они, конечно, есть, но, во-первых, не всегда правильные, а во-вторых, есть же контрольные и ЕГЭ – там интернета не будет. Важно самому разобраться и научиться решать».

Таких учеников у Ирины Дмитриевны на данный момент четверо. В основном ребята обращаются именно для подготовки к ЕГЭ. Но бывают и студенты – они активизируются накануне сессии. «Они часто думают, что сейчас я быстренько всё за них решу, – говорит моя собеседница. – Нет, мне важно, чтобы он сам разобрался, а если есть вопросы – помогу, объясню».

Ирина Дмитриевна Мельникова когда-то окончила Московский институт электронного машиностроения, у неё высшее математическое образование. Отец хотел, чтобы она была инженером, а её саму всегда тянуло в медицину. Поэтому после окончания института она пошла в Центральный институт травматологии и ортопедии, где работала программистом в вычислительном центре, делала экспертные системы. Потом в течение десяти лет работала в гимназии, преподавала математику. С ребятами отношения сложились прекрасные, конфликтов, как сама вспоминает, никогда не было. Устраивали конкурсы, математические олимпиады…

Но грянула перестройка, денег в стране не было, и Ирина Дмитриевна с мужем уехали за рубеж. Жили в Мексике, потом в Канаде. Она освоила английский и испанский, преподавала математику в университетах, параллельно закончила школу медицинского менеджмента. Вернулись из-за тяжёлой болезни матери. Тут и пригодилось полученное за границей образование – Ирина Дмитриевна пошла работать старшим администратором стоматологической клиники. «Но математика оставалась в моей жизни – у меня всегда были ученики, я готовила их к поступлению в различные вузы, и все, как правило, поступали», – рассказывает наша собеседница.

Долгие годы её резюме висело на сайте репетиторов. А потом грянула пандемия, умерла мама… «У меня была депрессия, мне ничего не хотелось, – рассказывает Ирина Дмитриевна. – Материальные ценности меня не особо интересовали. А ведь есть ребята, которым не на что нанять репетитора. Есть малообеспеченные, многодетные семьи. При этом школы фактически не работали, а дистанционное обучение затрудняет понимание. Вот я и решила помогать бесплатно. Это и мне помогло справиться с депрессией».

Уже более двух лет Ирина Дмитриевна денег с учеников не берёт. Правда, однажды её попросили помочь девушке-старшекласснице по информатике – она помогла. «Сколько вам перевести?» – позвонила её мама. «Нисколько, я помогаю бескорыстно», – ответила Ирина Дмитриевна. Но та всё равно перевела две тысячи рублей по номеру телефона. Остальные денег не предлагают – «да и слава богу», говорит Мельникова.

Самая распространённая реакция на её объявления – недоверие: обычно все считают, что это мошенничество, обман. Первое занятие бесплатно, а потом, дескать, начнётся какое-нибудь вымогательство. Проходит время, прежде чем люди убеждаются, что это не так.

Довольно часто звонят родители учеников – узнать, как занимается их отпрыск, какие делает успехи. «Я ни с кем не заискиваю, говорю прямо: ваша дочка списывает из Интернета, а это самый простой, но тупиковый путь». «Откуда вы знаете? – недоумевает мама. – Это сразу видно».

По словам Ирины Дмитриевны, одно из преимуществ бесплатных занятий – не надо ни под кого подстраиваться, чтобы не потерять деньги. Если ученик явно не хочет заниматься, можно отказаться. Но вообще при такой форме занятий чаще обращаются сами ребята, чем их родители. Они обычно больше мотивированы, чем те, которых «тянут» родители. А главная цель нашей новой знакомой – привить любовь к великой науке математике. Ну, или хотя бы интерес.

Сегодня люди перестали верить в чудеса. Но, на мой взгляд, – чем это не новогоднее чудо? Чем не математический Дед Мороз? Ведь лучшие чудеса – те, которые мы творим сами.

Автор: Наталия Лескова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее