Мозг вредит сердцу после инфаркта
Почувствовав повреждение в сердечной мышце, особая область мозга усиливает в ней постинфарктное воспаление.
В прошлом году мы писали о том, что мозг помогает сердцу после инфаркта. Тогда в статье в Nature Cardiovascular Research были опубликованы результаты экспериментов с мышами, у которых сердце после инфаркта работали лучше, если у них стимулировали вентральную область покрышки – одну из зон мозга, входящих в систему подкрепления.
Вентральная область покрышки корректировала работу иммунитета, который чувствует гибель сердечных клеток при инфаркте и запускает воспалительную реакцию. Воспаление во многих случаях полезно, оно помогает залечить повреждённую ткань. Но слишком сильное постинфарктное воспаление плохо сказывается на сердечной мышце, усиливая разрастание соединительной ткани там, где случилась гибель клеток. Соединительная ткань не проводит электрохимических сигналов, и сердце с соединительнотканными заплатами начинает работать хуже. Ограничив воспаление – через стимуляцию вентральной области покрышки – можно помочь сердцу в постинфарктном восстановлении.
На днях в Cell появилась статья, в которой демонстрируют, как мозг вредит сердцу после инфаркта. Дело опять в воспалении, которое начинается после повреждения сердечной мышцы, только теперь мозг это воспаление усиливает. И задействована тут уже другая зона мозга – гипоталамус, точнее, его часть под названием паравентрикулярное ядро гипоталамуса (PVN). Это ядро принимает сигналы от нервов симпатического отдела нервной системы, который в целом работает как стимулятор в стрессовых ситуациях, когда нужно что-то быстро решать и т. д.
Инфарктное повреждение сердечной мышцы – безусловно, стрессовая ситуация, и нейроны симпатического отдела, связанные с сердцем, активируют PVN, и одновременно выделяют соединения, стимулирующие воспаление. Паравентрикулярное ядро гипоталамуса влияет на симпатические нервы, и если его активность подавить, то и эти нервы перестанут усиливать постинфарктное воспаление. Такой же эффект получится, если помешать симпатическим нейронам выделять стимуляторы воспаления – в обоих случаях сердце быстрее придёт в себя и повреждения в нём будут не так сильны.
Эти результаты лишний раз говорят о том, что сердце существует не в вакууме. То, что за ним внимательно следят иммунитет и мозг, вполне понятно: иммунитету есть дело до любых внутренних повреждений, мозг же в принципе находится со всеми постоянно на связи (и тесное общение нервной системы и иммунной давно уже не новость).
В то же время действия иммунитета оказываются не всегда во благо, а решения, которые принимает мозг, могут быть противоположными по характеру. В случае с сердцем нужно выяснить, как разные участки мозга согласовывают свои действия, от чего зависит баланс воспалительных и противовоспалительных команд, идущих к иммунитету от разных мозговых участков. И, разумеется, прежде чем говорить о каких-то клинических выводах, нужно проверить, имеют ли место подобные нейро-иммунно-сердечные эффекты у людей – потому что вторая работа, как и первая, была выполнена на мышах.

