В Подмосковье нашли богатую средневековую деревню «на подсеках»
Жители несколько раз забрасывали её и возвращались. О богатстве некоторых из них говорят серебряные находки.
В Московской области археологи раскопали небольшую деревню XIV–XVI веков – Поварово 2. Её жители, видимо, занимались подсечно-огневым земледелием: они как минимум трижды забрасывали деревню, когда плодородие земли истощалось, но потом снова возвращались в неё.
Подсечно-огневое земледелие считается одним из самых архаичных способов возделывания полей. Земледельцы выбирали участок леса, рубили на нём деревья, затем их сжигали, а участок распахивали вместе с образовавшейся золой. Она позволяла получать хороший урожай в течение двух – трёх лет, потом участок забрасывали и сжигали новый. Заброшенный участок снова зарастал деревьями, и через какое-то время (от пяти до сорока лет) его можно было снова расчищать для возделывания.
Подсечно-огневое земледелие, видимо, появилось в лесной зоне ещё в неолите. На Руси и в северных странах Западной Европы этим способом возделывали землю довольно долго. Так, в Карелии, Олонецкой, Вологодской, Новгородской, Тверской губерниях и на Черниговщине подсеки закладывали вплоть до конца XIX – начала XX века.
О том, что жители Поварово 2 занимались именно таким земледелием, говорит керамика. Исследователи видят в ней четыре чёткие разновременные группы: первая датируется XIV веком, вторая – концом XIV и первой четвертью XV века (эта группа самая многочисленная), третья – второй четвертью – второй половиной XV века, а четвёртая – концом XVI века. Археологи предполагают, что периоды запустения деревни занимали от 20 лет.
Поварово 2 находится между одноимённым посёлком и деревней Лыткино (Солнечногорский район), на берегу реки Радомли. Археологи раскопали 11,6 тысячи квадратных метров. Это была небольшая деревня, но необычная. Раскопки показали, что в ней было всего три дома с хозяйственными постройками, от которых остались три группы ям. Возможно, они сгорели в пожаре – в верхней части объектов была угольная прослойка толщиной около пяти сантиметров.
Рядом с остатками построек оказались канавки, оставшиеся от частоколов. Их проследили на 10–15 метров в длину. Интересно, что они не окружают постройки, а отгораживают прямоугольные пространства шириной 5–7 метров. Видимо, это или остатки загонов для скота, или ограды на границах разных владений. Рядом с Поварово 2 был пруд (около 20 метров в поперечнике).
Необычна эта деревня богатыми находками: серебряной полтиной (половина гривны, 86 грамм), тремя перстнями (один – серебряный с гравировкой), редкой серебряной монетой можайского князя Андрея Дмитриевича (сын Дмитрия Донского, умер в 1432 г.). Так что среди жителей деревни были и довольно состоятельные люди. Скорее всего, часть находок до археологов не дошла: поселение неоднократно грабили современные мародёры с металлоискателями.
Поварово 2, судя по грамоте 1504 г., находилась на границе владений великого князя Ивана III Васильевича и дмитровского князя Юрия Ивановича. В более поздних источниках упоминаются «деревни Лыткинского села», видимо, это была одна из них.
Село в средневековой Руси отличалось от деревни главным образом размерами. Села и деревни занимали от половины гектара до нескольких. Полностью раскопанных средневековых сельских памятников мало, поэтому сложно точно сказать, сколько в них обычно было крестьянских дворов. По примерным подсчётам, в Северо-Западной и Северо-Восточной Руси 70% таких поселений насчитывали от трёх до шести дворов, остальные – 7–12. На Смоленщине поселения из трёх – восьми дворов составляли, как считается, 52%, больше восьми дворов было в 34% деревень, остальные населённые пункты были малодворными.
Раскопки Поварово 2 проводил отряд Института археологии РАН, они были «охранными» – через средневековую деревню собираются проложить новую высокоскоростную железную дорогу из Москвы в Санкт-Петербург.
По материалам сайта ИА РАН