№08 август 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Среди скифов оказались рыжие и блондины

Они нормально переносили алкоголь, но не могли есть фрукты и пить молоко – это только некоторые результаты исследования ДНК древних кочевников.

Скифы оказались очень разнообразными по внешности – среди них были и люди с темно-русыми волосами и карими глазами, и светловолосые голубоглазые, и рыжеволосые. У них не было непереносимости алкоголя, которую предполагали по косвенным сообщениям древних авторов, зато многие из них не могли пить цельное молоко и есть фрукты (непереносимость фруктозы). Такова часть результатов масштабного исследования древних ДНК, которое опубликовано в журнале Science Advances. (Первый автор статьи – Татьяна Андреева, она работает в Университете «Сириус», Институте общей генетики РАН и на биологическом факультете МГУ). 

 Скиф на охоте. Изображение на сосуде из кургана Солоха. Начало IV века н.э. Фото: В.С. Теребинин / Алексеев А.Ю. Золото скифских царей в собрании Эрмитажа. М., 2012.
Археологические памятники, с которых отбирались образцы ДНК. Карта: сайт ИА РАН
 Модели происхождения разных групп населения. Схема: Tatiana Andreeva et al. / Science Advances. 
Погребения скифов и их соседей на Среднем Дону. Реконструкции внешности: Т.С. Балуева. Карта: сайт ИА РАН.
Родственные связи скифского «клана» из Среднего Подонья. Схема: сайт ИА РАН. 

Термины «скифы» и «Скифия» имеют несколько значений и иногда трактуются очень широко. Самое прямое и бесспорное значение – это Великая Скифия, описанная Геродотом. По его словам, скифы жили к северу и северо-востоку от Чёрного моря, были кочевниками с довольно яркими традициями и состояли из множества племён («скифы царские», «скифы-пахари» и т.д.). Кроме того, Геродот описал несколько племён, которые жили рядом со ними и находились под сильным влиянием их традиций.

Соотнести насыщенные тексты «отца истории» с археологией – очень сложная, нерешённая до конца задача, вокруг которой сломано много копий. Вероятно, большая часть скифских племён Геродота и некоторых его соседей оставила скифскую археологическую культуру в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе. Самые богатые их курганы находятся в Приднепровье, а в лесостепи известны несколько крупных городищ, в которых было и оседлое, вероятно, «нескифское» население. Скифская археологическая культура сформировалась в VIII–VII веках до н.э., в III веке до н.э. она почти исчезает, а во II веке до н.э. на её основе возникает позднескифская культура (существовала до III века н.э.).

«Классическую» скифскую культуру археологи определяют по «скифской триаде»: звериному стилю, оружию (стрелы, акинаки, гориты) и конскому снаряжению. Но по этим признакам на «геродотовых скифов» очень похожи кочевники, которые жили и дальше к востоку от Дона, занимая весь «степной коридор» вплоть до Северного Китая. Наиболее яркие из этих культур – пазырыкская, савроматская, уюкская и тагарская. Всех их объединяют под понятием «Скифо-Сибирский мир», но в популярных текстах часто называют просто «скифами», не особенно вдаваясь в детали и ещё сильнее запутывая картину. Откуда произошли скифы и другие культуры скифо-сибирского мира, почему скифы так повлияли на них – это только часть вопросов, над которыми бьётся не одно поколение археологов и историков, и которые ещё очень далеки от решения.

Своё слово в этих словесных баталиях наконец-то смогли сказать генетики. Они изучили ДНК 154 человек из погребений эпохи бронзы и раннего железного века с территории Русской равнины, Северного Причерноморья, Кубани и Центрального Предкавказья. Для генетиков это очень большая цифра (анализы сложные и дорогие), таких крупных исследований ДНК скифов, их соседей и предшественников ещё не было.

Конечно, кроме особенностей внешности и питания, генетики получили и массу другой информации: о том, откуда они могли произойти, как менялось население с течением времени, насколько однородным оно было, какими родственные связи были внутри групп.

Оказалось, что у большинства кочевников раннего железного века из Северного Причерноморья, Кавказа и Среднего Подонья действительно есть общее «генетическое поле», которое связывает древнее население Европы и Сибири. Но внутри этого поля есть несколько групп, которые сильно отличаются друг от друга: кочевники степи и лесостепи «классической» скифской эпохи, население Предкавказья, жители Крыма эллинистического и римского времени. У кочевников из степей и лесостепей хорошо выделяется древнеиранская генетическая компонента, но их ближайшие предки жили в Северном Причерноморье уже в позднем бронзовом веке. У «предкавказской» и крымской групп значителен предковый компонент древних анатолийских земледельцев. У крымской группы совсем нет сибирских, восточных компонентов, которые характерны для ранних кочевников. При этом существенная часть их предков относилась к срубной культуре, носители которой жили между Днепром и Доном. (Впрочем, в крымскую группу попали останки из греческих некрополей, а принадлежность многих других «крымских» останков к позднескифской культуре под большим вопросом – она находилась под сильным греческим влиянием, и разделить их по находкам бывает очень сложно).

Самое большое количество образцов генетикам удалось получить из Среднего Подонья, поэтому так «картинка» чётче и детальнее. Люди из среднедонской катакомбной культуры (средний бронзовый век) оказались потомками носителей ямной культуры, которые жили в Поволжье в раннем бронзовом веке. В позднем бронзовом веке «катакомбников» в Подонье сменяют представители срубной культуры, которые очень близки к носителям синташтинской культуры Южного Урала и Северного Казахстана.

В скифское время на берегах Среднего Дона жили две группы населения. Одна из них хоронила своих сородичей под курганами, и она генетически едина со скифами степей. Другая группа, которая оставляла своих усопших в грунтовых (бесскурганных) погребениях на поселениях, как и ожидалось, отличалась генетически – у них нет древнеиранского компонента, и они – отчасти потомки людей, которые в позднем бронзовом веке жили в лесной зоне.

Генетика приоткрыла и некоторые подробности родственных отношений между скифами Среднего Дона. Разнообразие митохондриальных гаплогрупп, которые передаются по материнской линии, показало, что скифы женились на представительницах из разных сообществ. А вот среди гаплогрупп Y-хромосомы (мужские, отцовские линии) есть две преобладающие.

Удалось также «вычислить» отдельный большой скифский «клан». В него входили как минимум 27 человек, которых хоронили в четырёх соседних могильниках (Терновое-I, Колбино-I, Горки-I и Девица-V). Все мужчины в этом клане принадлежали к одной Y-хромосомной линии.

При этом родственников не всегда хоронили в одном и том же кургане, хотя многие исследователи и считали, что это семейные усыпальницы. Анализ ДНК показал, что родственники первого поколения могли упокоиться на противоположных концах некрополя, или даже в соседних могильниках. Но в двух соседних и самых богатых курганах Девицы-V всё-таки оказались близкие родственники – мужчина 40–49 лет  и женщина 40–50 лет в роскошном головном уборе.

По материалам сайтов Института археологии РАН и Университета «Сириус»


Автор: Егор Антонов (ИВИ РАН)


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее