Нижний Новгород основали как столицу?

Об этом косвенно свидетельствуют древнейшая архитектура и топонимика.

Когда в 1221 году князь Георгий Всеволодович заложил Нижний Новгород, он задумывал город как будущую столицу. Такую точку зрения высказал Владимир Лапшин, заведующий отделом славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН. Этот вопрос исследователь затрагивает в статье, которая опубликована в сборнике «Новгород земли Низовской»

Современный вид на нижегородский кремль. Фото: Svetlov Artem.
Нижегородский кремль в XIV в. Из книги: Агафонов С. Л. Нижегородский кремль. Архитектура, история, реставрация. Горький, 1976.
План нижегородского кремля. Из книги: Агафонов С. Л. Нижегородский кремль. Архитектура, история, реставрация. Горький, 1976.
Голова льва из раскопок Михаило-Архангельского собора. Одно из доказательств, которое позволяет датировать этот каменный храм тринадцатым веком. Из книги: Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. XII–XV вв. Т. II. М., 1962.
Спасо-Преображенский собор в начале XX в. Фото: Нижегородский кремль.

По мнению археолога, о «претензиях» Нижнего Новгорода на столичный статус говорит строительство двух каменных храмов и топонимика. Первый каменный Спасский собор заложили в Нижнем Новгороде уже в 1225 году, то есть спустя четыре года после основания. Вероятно, уже около 1227–1229 гг. начали строить каменный Михаило-Архангельский собор. Закладка каменных храмов в то время – определённо политическая манифестация, полагает Лапшин. Он подчёркивает, что в других молодых столицах Северо-Восточной Руси каменные храмы появляются значительно позже: в Твери – в 1285, а в Москве – в 1326 году.

Другие указания на столичные амбиции Георгия Всеволодовича и Нижнего Новгорода даёт топонимика. Так, приток Волги рядом с нижегородским кремлём получил имя Почайна. Именно так назывался приток Днепра, окаймлявший Киев с севера. Такое же название позаимствовали и для ручья в центре Владимира на Клязьме.

Перенос топонимов с «юга на север» давно вызывает интерес историков. Они отметили, например, что пару «Переяславль – река Трубеж» переносили на север дважды: на реках с таким названиям стоит и Переяславль-Залесский, и Переяславль-Рязанский. Во Владимир, кроме Почайны, переносят и названия других речек – Ирпени и Лыбеди. Раньше считалось, что топонимы на северо-восток перенесли выходцы из Поднепровья. Но по последним археологическим данным, массового притока населения «с юга на север» в это время не было. Это означает, что топонимы переносили специально, с какими-то определёнными целями, вполне вероятно, политическими.

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее