Портят ли смартфоны сон

У нас есть много исследований, посвящённых смартфонам и суточным ритмам, однако согласовать полученные данные пока не получается.

От суточных биологических часов, или циркадных ритмов, зависит множество физиологических, клеточных, биохимических и генетических процессов, и если их испортить, организму станет плохо. Чтобы биологические часы работали правильно, они должны чувствовать освещённость вокруг. Для этого в сетчатке есть специальные клетки, которые посылают сигналы в супрахиазматическое ядро. Так называют область гипоталамуса, с которой в буквальном смысле сверяют часы все органы и ткани – у них у всех есть свои механизмы для суточных ритмов, но всё же все они работают с оглядкой на главные биологические часы в мозге. Соответственно, испортить биологические часы можно, нарушив режим освещённости. Речь не только о том, что мы ложимся спать слишком уж поздним вечером, речь ещё и о том, что в этот вечер мы обычно смотрим в экран смартфона, или компьютера, или планшета – в общем, любого гаджета, который испускает коротковолновый свет (короткие волны в видимой части спектра воспринимаются как синие, так что назовём его «экранным синим»).

Действительно, есть исследования, согласно которым регулярное чтение со смартфона перед сном вносит беспорядок в биологические часы. Те самые специальные клетки сетчатки настроены как раз на синий свет, и излучение с экрана гаджета убеждает их, что на дворе ещё не вечер и спать ещё не пора. В первую очередь это сказывается на том, как мы спим, ну а за плохим сном идут и другие неприятности.

Таких исследований много, и мы про них неоднократно писали. Однако, как пишут в Health Physics сотрудники Международной комиссии по защите от нерадиоактивного излучения,  есть одна проблема – эти работы плохо согласуются друг с другом. Речь не о том, что сбитые суточные ритмы вредят здоровью – они вредят, речь именно об экранном излучении. Чтобы указать именно на гаджеты как на причину порчи сна, нужно точно оценить дозу именно тех самых световых волн, которые должны действовать на вышеупомянутые клетки сетчатки – но в экспериментах и наблюдениях редко говорят о точных измерениях «экранного синего».

При этом в разных работах говорится о разном времени, которое человек проводит со смартфоном, о разной световой интенсивности экрана, о разном времени суток – в каких-то случаях имеется в виду время, проведённое в смартфоне ранним вечером, или поздним вечером, или вообще днём, и т. д. И нередко получается, что вред от «экранного синего» не совпадает по условиям в разных исследованиях. Да и о том, как именно проявляется вред (например, подавленным настроением, или когнитивными нарушениями, или тем и другим вместе), тоже можно спорить. То есть из-за разнобоя в организации исследований, в оценке данных, в выборе участников эксперимента невозможно сделать общий вывод о том, как именно экранное излучение нарушает сон. Всё, что можно сказать, что некоторые люди при определённых условиях могут плохо спать из-за гаджетов – однако среди нас также может быть много таких, кому смартфоны вообще не вредят, или же вред от них минимален. Вывести общее правило для всех людей пока нельзя.

Нельзя не вспомнить другое исследование, о котором мы писали несколько лет назад. В нём тоже шла речь о гаджетах, точнее, об экранном времени – времени, которое мы проводим перед экраном. Тут ведь можно говорить о разных психоневрологических патологиях: экранное время обсуждают в связи с депрессиями, суицидами, асоциальным поведением, в связи с дефицитом внимания у детей и подростков и т. д. И опять же есть исследования, по которым всё так и выходит: чем больше ты провёл перед экраном гаджета, тем больше шансов получить психологические проблемы. Но важно точно оценить это самое экранное время. И вот оказалось, что такие оценки слабо соответствуют действительности – а ведь исследователи тогда проанализировали более 12 тысяч статей на эту тему. Следом естественным образом возникают вопросы, насколько вообще достоверны многочисленные выводы относительно подростков с гаджетами, соцсетевых депрессий и тому подобного – вопросы, заканчивающиеся неизбежной присказкой, что тема требует дальнейших, более тщательных исследований.