Иммунный белок защищает от ожирения

…но защищает только самок — самцы на эту защиту реагируют слабо.

Воспаление считается одной из причин ожирения. Речь идёт не о воспалившейся царапине на пальце, а о вялотекущей воспалительной реакции, которую в той или иной степени чувствуют все органы и ткани. Такое фоновое воспаление возникает как будто ни от чего, у него нет никакой стоящей причины вроде инфекции. Мгновенных сильных последствий у него тоже нет — фоновое воспаление слишком слабо для резких эффектов. Однако есть отложенные последствия: вялотекущее воспаление повышает вероятность серьёзных хронических заболеваний, от упоминавшегося ожирения и его последствий до рака и болезни Альцгеймера.

В любом воспалении, хоть сильном, хоть слабом, участвуют разные иммунные клетки и сигнальные белки. Несколько лет назад мы писали, что риск избыточного веса и последующего диабета во многом зависит от так называемых естественных киллеров, или NK-клеток. Обычно естественные киллеры уничтожают злокачественные клетки или клетки, поражённые вирусами. Однако, как показали опыты с мышами, при ожирении среди NK-клеток появляется особая группа, отличающаяся от прочих NK набором иммунных рецепторов. Похожие клетки есть и у людей с ожирением, причем если больным удаётся сбросить лишний вес, то и доля этих особых естественных киллеров уменьшается. И наоборот — если сначала уменьшить количество особых NK-клеток, уменьшится и вес, даже если продолжать есть жирное (эти эксперименты ставили опять-таки на мышах).

В статье в eLife сотрудники Калифорнийского университета в Риверсайде пишут о другом иммунном игроке, который влияет на вероятность ожирения — на сей раз это белок RELMalpha, или резистиноподобная молекула альфа. RELMalpha похож на белок резистин, ещё один иммунный сигнал (его тоже часто обсуждают в связи с ожирением и диабетом). Уровень RELMalpha резко повышается при инфекциях — он служит одним из регуляторов воспаления. При этом у самцов мышей RELMalpha синтезируется заметно меньше, чем у самок, и одновременно у самцов можно насчитать больше воспалительных макрофагов.

Чаще о макрофагах говорят как о тех, кто блуждает по тканям, поедая клеточный мусор, а если макрофаг наткнётся на инфекцию, он попытается её съесть, одновременно отправив сигнал тревоги остальным иммунным клеткам. Но среди макрофагов есть свои разновидности; так, среди них есть те, которые стимулируют воспаление, и те, которые стараются его унять. Белок RELMalpha повышает количество антивоспалительных макрофагов. Одновременно он уменьшает вероятность ожирения и его последствий. Самцы вообще более склонные к осложнениям, которые связаны с избыточным весом. Но если у самок понижали уровень RELMalpha, то и ожирение, и его последствия возникали у них с той же вероятностью, что и у самцов. Если таким самкам искусственно вводили RELMalpha, они теряли вес и становились более здоровыми.

Похожий эффект был и у самцов: если у них отключали RELMalpha, они с большей вероятностью получали избыточный вес и сопутствующие воспалительные осложнения. Однако этот эффект у них проявлялся слабее, чем у самок. То есть в самцовом ожирении RELMalpha играет небольшую роль (хотя, повторим, в целом самцы набирают избыточные вес охотнее, чем самки). А вот если ожирение началось у самки, то её вполне можно попробовать вылечить RELMalpha — есть большая вероятность, что проблемы с обменом веществ у неё случились как раз из-за невысокого уровня RELMalpha.

Насколько эти результаты пригодятся в клинике, сказать трудно. Главный их смысл, вероятно, не в том, что обнаружена очередная антиожирительная молекула, а в том, что у проблем с обменом веществ есть явные женско-мужские отличия, начинающиеся ещё в иммунной системе. И это далеко не первый раз, когда мы натыкаемся на подобные отличия: три года назад мы уже рассказывали, что в мужском организме взаимоотношения иммунной системы и жировой ткани отличаются своими особенностями. Но даже если взять просто воспаление без межполовых отличий, то и тут всё будет не столь однозначно. Например, есть эксперименты, в которых мышей заставляли худеть с помощью воспалительных белков — очевидно, всё дело не только в воспалительности или антивоспалительности иммунного сигнала, но также и в том, насколько адекватно его воспринимают остальные клетки.