Лекарствам от шизофрении меняют механизм действия

Эффективные антипсихотические препараты блокируют добавочные дофаминовые рецепторы.

(Фото: Christina Victoria Craft / Unsplash.com

У людей с шизофренией повышается уровень дофамина в полосатом теле, или стриатуме, из-за чего, как считается, и появляются некоторые симптомы болезни. Дофамин действует на нейроны, которые участвуют в обработке эмоций, в процессах запоминания и обучения, в управлении импульсивностью и мотивацией и т. д. Если соответствующие нейронные цепи перегреваются, возникают определённые психотические странности. Соответственно, существуют лекарства, которые блокируют дофаминовые рецепторы. Но рецепторов у дофамина есть несколько видов. Антипсихотические препараты связываются с D2-рецепторами. При этом их эффективность меняется от пациента к пациенту, и, к примеру, более трети людей с шизофренией вообще не ощущают от них никакого лечебного эффекта.

Сотрудники Северо-Западного университета пишут в Nature Neuroscience, что ненадёжная эффективность антипсихотических препаратов может быть связана с тем, что мы неправильно представляем механизм их действия. Исследователи экспериментировали с мышами — хотя у животных настоящей человеческой шизофрении нет, её отдельные симптомы можно смоделировать (вплоть до того, что мышь будет галлюцинировать, то есть вести себя в соответствии с какими-то кажущимися сенсорными сигналами). Мышам давали разные лекарства, одновременно наблюдая, как на них реагируют нейроны с дофаминовыми рецепторами и как меняется поведение мышей. Лучше всего от шизофренических симптомов животных избавляли те лекарства, которые блокировали ещё одну группу дофаминовых рецепторов — D1-рецепторы. Более того, D2-рецепторы тут как будто вообще не были нужны, а ведь большая часть препаратов нацелена именно против «вторых» дофаминовых рецепторов.

D1- и D2-рецепторы находятся в разных нейронах, которые, хотя и расположены рядом, занимаются всё же разными задачами. Можно предположить, с учётом новых данных, что в целом появление симптомов шизофрении происходит несколько иначе, чем считается, и вовлечены в эти симптомы другие нейронные цепочки. Таким образом, эффективность препаратов зависит от того, насколько они задевают другие рецепторы помимо своей основной мишени, которая, вероятно, оказывается ложной. Впрочем, шизофрения всё-таки очень непростой предмет исследования: когда мы говорим о том, что относительно неё «считается», нужно помнить, что есть разные больные с разными наборами симптомов и есть разные гипотезы с теориями, касающиеся возникновения и развития шизофрении. С одной стороны, лекарства, связывающиеся с определёнными рецепторами, разрабатывались в те времена, когда нейробиология и психиатрия были другими, нежели сегодня. С другой стороны, эксперименты ставят в первую очередь на мышах и крысах, так что нужно подождать, когда результаты перепроверят для людей.

Здесь нельзя не вспомнить недавнюю историю про серотонин и депрессию. Очень часто причину депрессии видят в серотонине и тех нейронных цепях, которые им пользуются. Множество антидепрессантов было разработано для того, чтобы тем или иным способом восстановить серотониновый дисбаланс в мозге. И вот год назад в Molecular Psychiatry вышла статья о том, что значение серотонина в депрессии сильно преувеличено. Как знать, возможно, нечто похожее может произойти и с другими лекарствами, которыми сейчас пытаются лечить сложные психоневрологические расстройства.