Почему развивается никотиновая зависимость?

Чем больше мы курим, тем меньше отвращения испытывает наш мозг по отношению к никотину.

По статистике, ежегодно от болезней, связанных с табакокурением, умирают 6 миллионов человек. (Фото: Pxhere.com.)
Область межножкового ядра в мозге мыши; зеленым показаны нейроны Амиго1. (Фото: Rockefeller University.)

Никотин  так же, как и любой другой наркотик действует на зоны мозга, которые управляют чувством удовольствия. Эти зоны объединены в так называемую систему вознаграждения, или систему внутреннего подкрепления, благодаря которой мы чувствуем удовлетворение от еды, секса, награды за выполненную работу – и от наркотиков тоже.

Нейроны системы вознаграждения используют нейромедиатор дофамин, чтобы передавать сигналы друг другу; с другой стороны, на очень многих нейронах есть никотиновые рецепторы. Никотин, связываясь со своими рецепторами, стимулирует выброс дофамина, и тем самым вызывает приятные ощущения и желание закурить еще раз.

Но при регулярном курении рецепторов к никотину становится больше, а у самих рецепторных молекул появляются новые участки связывания никотина. В результате курить хочется все больше и чаще, чтобы обеспечить никотином все рецепторы. Если же никотина не хватает, то и дофамин перестает выделяться в нужном количестве, что приводит к ломке – человек становится раздражительным, тревожным, подавленным, ему становится сложно сосредоточиться сложно и выполнять умственную работу (потому что дофамин среди прочего нужен и для когнитивных функций).

С другой стороны, никотин – токсичное вещество, и как токсин он вызывает аверсивную реакцию (от лат. aversatio – отвращение). За отвращение к никотину в мозге отвечает структура под названием поводок эпиталамуса. Его можно назвать «системой наказания» мозга, потому что он регулирует поведение через отрицательное подкрепление, когда поступок подкрепляется не положительными эмоциями, а отрицательными.

Если поводок эпиталамуса чувствует вредный никотин, он посылает сигналы межножковому ядру. Почему именно ему? Потому что в межножковом ядре особенно много никотиновых рецепторов, и при курении именно оно выделяет основное количество дофамина. Поводок эпиталамуса запрещает межножковому ядру выделять дофамин, после чего продолжать курить уже совсем не хочется.

Исследователи из Рокфеллеровского университета, медицинского центра Маунт-Синай и Национального института биологических наук в Китае обнаружили, что поводку эпиталамуса и межножковому ядру мешают общаться особые нейроны, которые получили название Амиго1. Оказалось, что нейроны Амиго1 в ответ на регулярное появление никотина активно вырабатывают два химических вещества – оксид азота (II) и гормон соматостатин. Именно эти вещества «глушат» сигнал от поводка эпиталамуса. Полные результаты исследования опубликованы в Proceedings of the National Academy of Science.

В эксперименте мышам в течение шести недель давали воду с примесью никотина, чтобы вызвать у них никотиновую зависимость – и зависимость появлялась. Однако, когда методами генетической инженерии у мышей выключали нейроны Амиго1, симптомы никотиновой зависимости у животных пропадали. Пропадали они и тогда, когда у мышей просто блокировали выработку оксида азота (II).

Предполагается, что именно нейроны Амиго1 служат главной причиной никотиновой зависимости, и тогда имеет смысл подумать о том, как и чем можно подействовать на них в терапевтических целях. Хотя если учесть, что каждый год от болезней, связанных с табакокурением, по всему миру умирают 6 миллионов человек, и цифра эта продолжает расти, то здесь важен вообще любой метод, который более-менее эффективно помогал бы бросить курить.

Автор: Анастасия Субботина