Почему сладкое не сочетается с белками

Чтобы жиры в нашем организме «сгорали» вовремя, мясо лучше есть без сладкого.

Чтобы жиры в нашем организме «сгорали» вовремя, мясо лучше есть без сладкого. (Фото: Kesu01 / Depositphotos.)

Бургеры и сладкая газированная вода давно стали символом «плохой еды», из-за которой у нас нарушается обмен веществ, появляется избыточный вес и т. д. Главной проблемой в такой пище называют легкоусваиваемые углеводы, превращающиеся в избыток «сахарных» калорий, а также жиры.

О том, что из-за «плохой еды» мы толстеем, говорят и статистические исследования медиков, и лабораторные эксперименты. Но причина тут не только в углеводах самих по себе – их вредное воздействие усиливается, когда они идут в компании с белковой пищей. Вообще говоря, белковая диета перенастраивает обмен веществ так, что организм начинает сжигать больше жиров. Но сладкие углеводы подавляют жиросжигающий эффект от белков. Обнаружили это Шэнон Касперсон (Shanon Casperson) и ее коллеги из Министерства сельского хозяйства США, которые поставили диетический эксперимент с двадцатью семью молодыми людьми без каких-либо проблем с лишним весом.

Добровольцы должны были дважды приходить в лабораторию и оба раза провести полные сутки в специальных помещениях с датчиками для измерения уровня кислорода, углекислого газа, температуры и давления воздуха. Подопытных держали на специальной еде, и с помощью датчиков следили, как та или иная пища сказывается на их обмене веществ: по изменению в кислороде, углекислом газе и т. д. можно было определить, сколько калорий сжигает человек в единицу времени.

Режим питания был такой: в одном случае утро начиналось с еды, в которой белков было 15%, затем днем следовал обед с такой же долей белков; а в другом случае и завтрак, и обед содержали уже 30% белка. Белки в диете увеличивались за счет углеводов, которых становилось на 15% меньше, чем в первый раз. Жиров и в том, и в другом случае было одинаково, как и калорий в целом, и вообще еда оставалась одинаковой, просто чего-то давали больше, а чего-то меньше. И самое главное – в завтрак и в обед к еде давали разную газированную воду: например, если газировка к завтраку содержала обычные углеводы, то газировка к обеду была уже с искусственными подсластителями.

В статье в BMC Nutrition авторы пишут, что со сладкой газировкой сжигание жиров падало в среднем на 8%. Чем больше было белка в пище, тем больше жира оставалось нетронутым: если доля белков составляла 15%, то «несожженными» сохранялось 7,2 г жира, если белков было 30%, то количество «несожженного» жира возрастало до 12,6 г. Повторим, что жир оставался нерасщепленным тогда, когда к завтраку или обеду давали газированную воду, подслащенную углеводами. То есть сахар не только подавлял жиросжигающий эффект от белков – из-за него белки даже способствовали накоплению жира.

Какие именно биохимические и физиологические механизмы тут работают, еще предстоит выяснить, но уже сейчас, по крайней мере, можно попробовать заставить себя не запивать котлеты сладкой газировкой – если уж не получается вовсе от нее отказаться. Кому-то, возможно, придет в голову уловка с искусственными подсластителями, тем более, что в данном случае они белкам никак не вредили, однако тут следует напомнить, что в последнее время подсластители вызывают у специалистов все больше вопросов – оказалось, что такие вещества сами по себе портят обмен веществ.

По материалам MedicalXpress.