Генетическая история Ледникового периода

Европа каменного века пережила несколько миграционных волн.

История освоения и заселения Европы людьми современного вида была несколько сложнее, чем считалось до этого – таковы выводы, сделанные профессором Гарвардской медицинской школы (США) Дэвидом Райхом (David Reich) и его коллегами, проанализировавшими ДНК из останков 51 жителя Европы каменного века. Останки охватывают промежуток длиной почти в 40 тысяч лет: самые ранние из них имеют возраст около 45 тысяч лет, а самые поздние – около 7 тысяч; результаты генетического анализа опубликованы в журнале Nature.

Черепа из Дольни-Вестонице (Чехия). Дата – около 31 тыс. л.н. Фото: Martin Frouz and Jirí Svoboda / Howard Hughes Medical Institute.

До сих пор мы располагали только четырьмя прочитанными ДНК доисторических европейцев. «Пытаться представить историю каменного века по четырём образцам – всё равно, что пытаться рассказать о фильме по четырём кадрам. 51 образец всё меняет: мы получаем нить повествования, понимание того, какие изменения происходили в течение времени», – поясняет Дэвид Райх. По его словам, 51 скелет – это довольно большая часть от всех известных человеческих останков европейского каменного века. Столь значительная выборка позволяет реконструировать генетическую преисторию континента с высокой степенью достоверности.

Главный вывод работы заключается в том, что население Европы в каменном веке несколько раз кардинально менялось, а первые жители континента почти не оставили следов в более поздних популяциях. Люди современного вида появились в Европе примерно 45 тысяч лет назад. Довольно долго всё местное население представляло собой потомков одной-единственной популяции-основателя. Однако около 33 тысяч лет назад суровый климат вытеснил их почти со всей территории континента. Судя по всему, потомки первых европейцев остались только на юго-западе, на территории современной Испании. Около 19 тысяч лет назад, после того как миновал климатический минимум Ледникового периода, они снова заселяют Европу.

Ещё одни масштабные изменения происходят около 14 тысяч лет назад. В то время с юго-востока – из Ближнего Востока – приходят новые переселенцы. Они вытесняют представителей «юго-западной» ветви и живут в Европе на протяжении нескольких тысячелетий, пока их не сменяет очередная волна мигрантов – первых земледельцев из Передней Азии.

Исследователи также зафиксировали «неандертальский след» в генах древнейших европейцев. Он составляет от 3 до 6% их ДНК, что несколько больше, чем у современных людей. Очевидно, неандертальские гены оказались не слишком полезны и постепенно вымывались естественным отбором.

По ДНК можно реконструировать некоторые черты внешности. Гены европейцев Ледникового периода говорят о том, что эти люди были темнокожими и кареглазыми. 14 тысяч лет назад и позже у местных жителей начинают попадаться голубые глаза. А вот светлая кожа распространяется по континенту только после 7 тысяч л.н. – вместе с первыми «аграриями» с Ближнего Востока.

По материалам BBC News, Science Daily.