Жирная еда вредит памяти

Избыток жиров в пище ухудшает работу нейронов мозга, что, в свою очередь, сказывается на способности учиться и запоминать.

Жирная пища плохо сказывается не только на фигуре, но и на умственных способностях: опыты Эрики Андервуд (Erica Underwood) и Люсьена Томпсона (Lucien T. Thompson) из Техасского университета в Далласе показали, что у мышей, которых кормили жирным, ухудшаются память и способность к обучению. Сам эксперимент ставили так: животных три месяца держали на корме, обогащённом жирами, а потом проверяли, какие изменения произошли в нейрофизиологии и поведении подопытных.

Жирная еда вредит не только вашей фигуре, но и, возможно, вашей памяти. (Фото moodboard / Corbis.)
Нейроны гиппокампа мыши. (Фото Dr. Thomas Deerinck / Visuals Unlimited / Corbis.)

В статье в Neural Plasticity авторы пишут, что у мышей на жирной диете уменьшалась возбудимость нейронов гиппокампа – а гиппокамп, как мы знаем, является одним из главных центров памяти, в нём, в частности, происходит консолидация памяти, её превращение из кратковременной в долговременную.

По состоянию нейронов, которые стали хуже работать, можно было бы ожидать, что у мышей ухудшатся когнитивные способности. Чтобы это проверить, грызунов сажали в сложно устроенную коробку с игрушками, и после того, как мыши привыкали к расположению предметов, одну из игрушек помещали на новое место. Те из животных, которые нормально питались, быстро усваивали новое расположение объектов, а вот те, которых держали на жирной пище, с трудом запоминали, где теперь находится знакомая вещь. Иными словами, память – по крайней мере, та её часть, что отвечает за ориентацию в пространстве – получив избыток жиров, действительно давала сбой. Спустя год способность к обучению возвращалась в норму, хотя изменения в нейронах сохранялись (вероятно, срабатывали некие компенсирующие механизмы).

Разумеется, наблюдались и другие характерные физиологические аномалии: так, у самцов мышей – но не у самок – возникали симптомы диабета второго типа, когда у тканей уменьшается чувствительность к инсулину и они перестают забирать глюкозу из крови. Поскольку активность нейронов гиппокампа зависит среди прочего и от инсулина, то снижение чувствительности нервных клеток к гормону может сказываться на работе самих нейронов и на когнитивных способностях. Диабетические симптомы у самцов сохранялись и спустя год после перехода обратно на нормальную еду.

Однако остаётся вопрос насчёт самок: у них память тоже ухудшалась, и нейроны хуже работали, но на инсулин они реагировали так же, как обычно, и даже более того, чувствительность к гормону у самочьих нейронов повышалась, а количество синтезируемого инсулина снижалось (что не соответствует обычной диабетической картине). Почему самки тут оказались не похожи на самцов, исследователям ещё предстоит выяснить – равно как и то, происходит ли что-то подобное у человека.

Это не первая работа, которая говорит о плохом влиянии избыточного жира на мозг. Известно, что при избытке брюшного жира в среднем возрасте шанс получить старческую деменцию увеличивается в 3,6 раза. В 2013 году в Cell Reports была опубликована статья, в которой говорилось об особом белке под названием PPARα: в печени он помогает перерабатывать жир, а в мозге служит активатором синтеза других белков, необходимых для формирования памяти. При ожирении уровень PPARα снижается, что отрицательно сказывается на умственных способностях (правда, эти результаты тоже получили на мышах). С другой стороны, уже упоминавшийся выше диабет второго типа, возникающий при неправильном питании, связан с болезнью Альцгеймера – хотя механизм их взаимосвязи до сих пор не вполне ясен.