Обзор недели: весёлая медицина

Из рождественского выпуска британского журнала The BMJ мы узнаем, вредно ли для здоровья быть главой государства, действительно ли от страха кровь стынет в жилах, где в мозге прячется рождественское настроение и какое отношение к медицинским статьям имеет великий американский певец Боб Дилан.

Редакция одного из старейших и престижнейших медицинских журналов, The BMJ или, как он раньше назывался, British Medical Journal, каждый год делает специальный рождественский выпуск. Заглянув в него, можно подумать, что редакторы перепутали Рождество с Первым апреля, настолько странными и забавными кажутся опубликованные там работы. В позапрошлогоднем выпуске, например, авторы одной из статей проанализировали алкогольные привычки Джеймса Бонда на материале всех четырнадцати романов Флеминга и пришли к выводу, что если бы Бонд пил так, как он пьёт в книгах, то не смог бы выполнять все свои сногсшибательные трюки по состоянию здоровья и вообще давно бы уже умер.

Цитаты из Боба Дилана оказались к месту в названиях биомедицинских статей. (Фото Michael Ochs / Corbis.)
Американские зубы оказались хуже британских. (Фото Strauss / Curtis / Corbis.)
Усатое начальство в медицине не такая уж редкость – если сравнивать с женщинами. (Фото India Picture / Corbis.)
Когда вы смотрите фильм ужасов, ваша кровь готовится свернуться. (Фото Nick Dolding / cultura / Corbis.)
Рождественское настроение выбирает определённые области мозга. (Фото Emma Tunbridge / Corbis.)

Однако такие предрождественские статьи – вовсе не розыгрыш: все результаты, которые в них описаны, не высосаны из пальца и имеют статус научного факта. С другой стороны, эти работы не могут претендовать на Шнобелевскую премию, потому что в данном случае авторы сами настроены на несерьёзный лад: их странные, порой смешные и часто незатейливые исследования с самого начала не преследуют никакой другой цели, кроме как просто посмеяться или просто удивиться. (Очевидно, выполнение их не требует особых затрат времени и материальных ресурсов, их делают в режиме хобби, так что с «деньгами налогоплательщиков» тут всё в порядке.) Многие работы при этом несут печать специального юмора, который могут оценить лишь сами медики, но есть и такие, которые способны удивить (как постановкой задачи, так и результатом) и самую широкую публику. И, как могли догадаться наши читатели, о некоторых из таких работ, опубликованных в нынешнем рождественском выпуске The BMJ, мы и расскажем.

Номером первым идёт статья библиотекаря в Каролинском институте Карл Горницки (Carl Gornitzki) и его коллег, которые анализировали встречаемость цитат из текстов поэта и певца Боба Дилана в названиях биомедицинских статей. Имя Дилана хотя бы понаслышке известно более-менее всем; по данным опроса журнала Rolling Stone Боб Дилан является вторым по значимости исполнителем в истории музыки после Beatles. В прошлом году одна из исследовательских групп Каролинского института призналась, что на пари стала вставлять в названия своих статей цитаты из его песен, что и подтолкнуло сотрудников библиотеки к полномасштабному анализу «следов» Дилана в журнальных заголовках, причём для наиболее популярных песен учитывались также и видоизменённые цитаты.

В статье в The BMJ говорится, что впервые слова Дилана попали в биомедицинский заголовок ещё в 1970 году (то была статья в Journal of Practical Nursing), однако настоящая популярность в этом смысле пришла к дилановским текстам в 90-е, когда число диланообразных названий стало расти по экспоненте. Самой популярной оказалась песня «The Times They Are A-Changin'» («Времена, они меняются») – её слова нашли в заголовках 135 работ, и «Blowin' In The Wind» («В дуновении ветра») – она «отметилась» в 36 статьях (тут нет ничего удивительного – «The Times...» и «Blowin' In The Wind» считаются едва ли не самыми известными дилановскими композициями вообще).

Среди других песен, из которых исследователи любили заимствовать выражения для заголовков статей, авторы работы отмечают «All Along The Watchtower», «Knockin' On Heaven's Door», и «Like A Rolling Stone». В некоторых журналах такие статьи публиковались чаще, в некоторых реже, однако такая особенность на их дальнейшей судьбе сказывалось мало: специалисты читали и использовали в своей работе статьи с «дилановскими» словами не чаще и не реже, чем статьи без оных. Впрочем, в целом работ, в названиях которых определённо были слова из песен Боба Дилана, было сравнительно немного, всего 213. Было бы любопытно посчитать, публикуются ли в русскоязычных специальных изданиях тексты, в которых цитировались бы (где угодно, пусть не только в названиях) Высоцкий, Окуджава или, скажем, Борис Гребенщиков.

Хотя мы привыкли называть широкую белозубую улыбку американской, англичане здесь, пожалую, дадут американцам фору – по крайней мере, в том, что касается белозубости. Исследователи из Университетского колледжа Лондона и Гарвардского университета сравнили состояние зубов у нескольких тысяч американцев и англичан; учитывалась и сохранность зубов, и субъективное восприятие того, насколько собственные зубы в порядке, и особенности поведения (например, стесняется ли человек своей улыбки или нет), и ещё ряд других параметров; в качестве социоэкономических индикаторов использовали уровень образования и дохода.

По словам авторов, у американцев зубы в итоге оказались хуже, чем у жителей Великобритании, и это при том, что британцы вообще-то чаще жалуются на зубы. Также отмечается, что социальное неравенство особенно заметно по состоянию зубов именно в США, что, возможно, объясняется большей доступностью стоматологических услуг для подданных Её Величества.

Исследователи из Университета Пенсильвании и Калифорнийского университета в Беркли и в Сан-Франциско сообщают, что на руководящих постах в академической медицине мужчин с усами больше, чем женщин. Для анализа использовали данные о составе сотрудников на более чем тысяче медицинских факультетов и кафедр. Присутствие женщин и усатых мужчин оценивали для самых разных руководящих должностей и специальностей, и результаты для женщин оказались неутешительны. Авторы работы вывели даже специальный «индекс усов», который представляет собой отношение числа женщин к числу мужчин с усами, и в целом по всей охваченной медицине «индекс усов» оказался равен 0,72 – иными словами, женщин в медицинском руководстве заметно меньше.

Это, в общем-то, не секрет: несмотря на успехи в достижении равноправия между полами, перекос в пользу мужчин всё равно сохраняется, в том числе и в науке, и среди учёных время от времени вспыхивают скандалы, когда женщинами-исследователями пренебрегают только потому, что они – женщины. Но при чём здесь усы? Оказывается, усатые мужчины в академической медицине встречаются нечасто, так что их количество взяли за своеобразный порог встречаемости. И результат работы тогда лучше сформулировать так: женщины в руководстве медицинскими специальностями попадаются ДАЖЕ реже усатых мужчин. Кстати, самыми «усатыми» областями оказались психиатрия, анестезиология и общая патология.

Эндрю Оленски (Andrew Olenski) из Гарварда и его коллеги обратили внимание на то, как плохо выглядят политики спустя какое-то время после победы на выборах – очевидно, груз ответственности и напряжённая на выборной должности работа (особенно, если речь идёт о главе государства) крайне плохо сказываются на здоровье. Статистика это вполне подтверждает: в своей статье авторы пишут, что избранные вожди живут на 2,7 года меньше и у них на 23% повышается риск преждевременной смерти, нежели у их проигравших соперников. В исследовании «участвовали» несколько сотен глав государств, которые жили в период с начала XVIII века и до наших дней и которые выиграли на выборах, и альтернативные кандидаты, участвовавшие в тех же выборах. (В скобках заметим, что в списке государств, у чьих руководителей анализировали продолжительность жизни, не было ни СССР, ни Российской Федерации.) Любопытно, что в другой работе из рождественского The BMJ, посвящённой смертности среди членов британского парламента в период с 1945 по 2011 год, авторы приходят к другому результату: и у членов Палаты общин, и у членов Палаты лордов продолжительность жизни по сравнению с остальным населением Великобритании увеличивалась. Очевидно, быть главой государства вреднее для здоровья, чем заседать в Вестминстерском дворце.

Две следующих статьи были бы очень к месту накануне Хэллоуина. В первой из них утверждается, что фильмы ужасов повышают в крови уровень одного из белков, отвечающего за свёртываемость. Банне Немет (Banne Nemeth) и его коллеги из Лейденского университета показывали нескольким добровольцам фрагменты фильмов ужасов и образовательных фильмов, измеряя у них до и после просмотра уровень разных факторов свёртываемости. При этом у зрителей заранее спрашивали, какие киножанры им нравятся, какие нет, видели ли они такие-то и такие-то фильмы; после каждого киноотрывка их просили оценить уровень его «ужасности» (в хорошем смысле слова) по 10-балльной шкале.

Как пишут авторы работы, на фильмы «реагировал» только один из факторов – фактор свёртываемости VIII: его концентрация увеличивалась как после образовательного фильма, так и после фильма ужасов, но в первом случае его уровень рос на 14%, а во втором, то есть после «хоррора» – на целых 57%. То есть в выражении «кровь стынет в жилах» есть своя правда, только с тем уточнением, что кровь не прямо вот стынет, но готовится застыть. Можно предположить, что так организм готовится к опасности: страх в природе часто предвещает кровопролитие, и тут повышенная готовность биохимической системы свёртывания крови приходится как нельзя кстати.

В другой «хэллоуинско-рождественской» статье Тара Смит ( Tara C. Smith) из Кентского государственного университета рассказывает про возможную эпидемиологию, возможную терапию и возможное предотвращение зомби-инфекции. Рассматриваются, в частности, варианты разных возбудителей, вирусных и невирусных, описываются симптомы, возможная скорость распространения и т. д. Однако, на наш вкус, шутки про зомби давно себя исчерпали, и тема эта уже сама по себе стала похожа на изрядно потасканный труп, который пытаются растормошить работники массовой культуры. Так что мы перейдём к следующей работе – и последней из нашего списка – посвящённой поиску «духа Рождества» в человеческом мозге.

«Духом Рождества» называют особое настроение, смесь радости и ностальгии, когда человека тянет к определённым запахам, определённой еде, ну и, разумеется, к рождественским подаркам. Однако некоторые люди проживают Рождество без каких-то специальных эмоций. Андерс Хугард (Anders Hougaard) и его коллеги решили сравнить, как работает мозг у тех и у других. В эксперименте участвовали десятеро добровольцев, которые регулярно праздновали Рождество, и десять тех, которые жили в тех же местах, но рождественских традиций не придерживались.
Тем и другим показывали набор изображений, на которых рождественская тематика перемежалась с обычной, повседневной; одновременно с помощью магнитно-резонансного томографа регистрировали активность мозга.

Оказалось, что у тех, кто празднует Рождество, мозг определённым образом реагирует на соответствующую символику. Таких «рождественских центров» насчитали пять, располагаются они в моторной и премоторной областях, а также в левой первичной моторной и премоторной коре, в затылочных долях и в соматосенсорной коре. Активность в них определяет предрасположенность к трансцендентому, сверхъестественному, помогает считывать эмоции по выражению лица и т. д. Можно сказать, что «дух Рождества» действительно «гнездится» в определённых участках мозга – или, если говорить более корректно, рождественское настроение совпадает с характерной активностью и взаимодействием конкретных областей коры. Было бы любопытно узнать, можно ли призвать «дух Рождества» к людям, которые глухи к радостям праздника – например, стимулируя соответствующие области магнитным полем или электрическим током.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее