«Туалетная маскировка»: как гусеницы притворяются птичьим помётом

Некоторые гусеницы окраской и формой  так похожи на птичий помёт, что птицы предпочитают их не трогать.

Пытаясь спастись от птиц, насекомые и другие членистоногие кем только не притворяются: одни стараются выглядеть, как что-нибудь ядовитое и кусачее, другие, наоборот, маскируются под камешек, лист, веточку или кусочек коры. Есть совсем оригинальные решения: год назад мы писали про пауков Cyclosa ginnaga, старающихся походить на пятно птичьего помёта.

Гусеница Apochima juglansiaria. (Фото Taku Yamamoto и Kanon Yamamoto.)
Гусеница Macrauzata maxima. (Фото Chisa Ito.)
Гусеница Acronicta alni. (Фото Imbi Vahuri / Flickr.com.)

Ноу-хау пауков взяли на вооружение некоторые гусеницы: например, личинки бабочки Apochima juglansiaria по цвету напоминают птичьи «отходы жизнедеятельности», а свернувшись, делаются и вовсе неотличимыми от них. Но это на наш глаз. А на птичий? Действительно ли птицы не трогают так неаппетитно выглядящих гусениц? Проверить это решили Тоситака Судзуки (Toshitaka Suzuki) из Университета перспективных исследований в Канагаве и Рейка Сакураи (Reika Sakurai) из Университета Риккё. Они сделали несколько искусственных гусениц, которые по текстуре, запаху и прочим параметрам были похожи на настоящих. Некоторых раскрашивали в чёрно-белый «помётный» цвет, характерный для A. juglansiaria, других же делали зелёными. Всего таких «гусениц» было сделано более четырёх сотен, и всех их в разных позах разложили на двухстах деревьях, на которых часто видели скворцов и воробьёв.

За несколько часов эксперимента птицы атаковали 20% муляжей. Как пишут зоологи в своей статье в Animal Behavior, больше всего не везло зелёным «гусеницам», независимо от их позы: даже если расположение «тела» напоминало помёт, зелёную обманку всё равно клевали. Чёрно-белых атаковали заметно реже, и для них большое значение имела поза: если они лежали, изогнувшись, и тем самым делаясь ещё сильнее похожи на птичьи «отходы», то птицы трогали в три раза реже, чем прямые, гусеницеобразные чёрно-белые муляжи. То есть здесь в качестве маскировки работают два признака – и окраска, и расположение тела.

Не только гусеницы A. juglansiaria имитируют птичий помёт, такую же туалетную маскировку используют ещё несколько видов, среди которых Macrauzata maxima, Acronicta alni (стрельчатка ольховая) и бабочки-парусники. Правда, у последних гусеницы слишком короткие и толстые, и не могут изгибаться так, чтобы быть более похожими на экскременты. Многие гусеницы, напротив, не обладая нужной окраской, всё равно принимают довольно специфические позы – надеясь, вероятно, что птицы сочтут их несъедобными.

По материалам LiveScience.