№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Крысы помогают друг другу

Видя товарища, попавшего в трудную ситуацию, крыса стремится помочь ему, даже если для этого приходится отложить на потом вкусный обед.

Все знают пословицу про крыс, бегущих с тонущего корабля – обычно так говорят о нехорошем человеке, который в трудной ситуации предаёт других, чтобы самому избежать проблем. Однако настоящие крысы относятся к своим товарищам намного благороднее, чем принято думать – они могут даже броситься на выручку тому, кто попал в беду, забыв про вкусное угощение. 

Оказавшись в трудной ситуации, крысы помогают друг другу. (Фото Anni Sommer / imageBROKER / Corbis.)
Крысы в экспериментальной камере с бассейном. (Фото Sato N. et al., Animal Cognition.)

Такое поведение предполагает довольно высокую степень эмпатии, то есть способности понимать чувства другого и сопереживать ему. У человека она определённо есть, скорее всего, есть и у человекообразных обезьян, а вот как насчёт прочих животных? В 2011 году Пегги Мейсон (Peggy Mason) из Чикагского университета вместе с коллегами опубликовала статью в Science, в которой говорилось о способности крыс к сопереживанию. Результаты вызвали некоторые сомнения в научном сообществе, во многом из-за того, что реакции животных и их мотивы часто бывает довольно трудно интерпретировать: например, как мы можем точно судить об «альтруизме» или «бескорыстии» животных? Тем не менее, ровно год назад появилась новая работа от той же группы в Чикагском университете – теперь исследователи утверждали, что эмпатия у крыс зависит не столько от генетического родства, сколько от социального опыта. Проще говоря, грызуны помогали тем, кого они знали, своим знакомым. Но и в таком случае можно сказать, что животные просто искали компании, социального контакта, и сопереживание тут ни при чём.

Зоологи из Университета Кансэй Гакуин придумали, как проверить крыс на альтруизм. Животных сажали в «двухкомнатную» камеру, в одной из «комнат» которой был бассейн с водой и специальная дощечка, за которую крыса могла бы зацепиться, барахтаясь в воде – утонуть там было довольно трудно. Однако полностью выбраться из бассейна можно было, только если на помощь приходила вторая крыса, видящая всё это из второй «комнаты» – она открывала специальную дверцу, через которую можно было выйти на твёрдую сушу.

Результаты исследований Нобуя Сато (Nobuya Sato) и его коллеги описывают в статье в Animal Cognition. Во-первых, крысы открывали дверцу лишь тогда, когда их сосед был в воде. Если ж бассейн был сухой, то попыток помочь тому, кто в нём сидел, почти не было – то есть дело тут не столько в желании пообщаться, сколько в чужом стрессе. Более того, крысы, которые перед тем сами побывали в бассейне, с большей готовностью помогали другому, из чего можно сделать вывод, что они лучше представляли себе незавидное положение тех, кто был в воде.

Но выдерживает ли крысиный альтруизм проверку личной выгодой? Например, будет ли крыса помогать товарищу, если ей одновременно предложат что-нибудь вкусное? Такой эксперимент был сделан: животные оказывались перед выбором, открыть ли дверцу своему барахтающемуся в воде сокамернику или же открыть другую дверцу, за которой лежал кусочек шоколада. Крысы повели себя в такой ситуации весьма достойно: в 50-80% случаев они в первую очередь помогали утопающему, а уж потом направлялись к угощению. Конечно, шоколад всё равно оказывался при них, но ведь они и не знали заранее, не исчезнет ли он, если они сразу его не возьмут. То есть стремление помочь товарищу, стремление избавить его от стресса оказывалось столь же сильным, как и пищевой импульс.

В целом полученные результаты говорят в пользу того, что способность понимать чужие ощущения у животных – необязательно высокоразвитых – всё-таки есть. Впрочем, возможно, что всевозможные споры здесь связаны с тем, что мы слишком переоцениваем сложность эмоционального взаимопонимания. Не исключено, что для него вовсе не нужны такие уж сложные механизмы социального взаимодействия, так что оно может быть доступно даже для видов с относительно простой социальной структурой. А отсюда напрашивается вывод, что эта особенность не есть исключительно культурное приобретение, и что у человеческой эмпатии есть «звериный» фундамент, прошедший довольно долгую эволюционную историю.

По материалам Science.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее