Соль помогает иммунитету

Чтобы эффективно бороться с инфекцией, кожным иммунным клеткам нужна соль.

Соль считается не слишком полезным продуктом: злоупотребление ею связано с повышенным кровяным давлением, сердечно-сосудистыми заболеваниями и, по некоторым данным, даже с аутоиммунными расстройствами. Так, в прошлом году в Nature вышло сразу три статьи, в которых описывалось влияние соли на иммунитет: оказалось, что её избыток в пищевом рационе может быть связан с рассеянным склерозом.

Макрофаг, поедающий бактерий. (Фото Dr. David Phillips / Visuals Unlimited / Corbis.)

Однако в новой статье, опубликованной в Cell Metabolism большой исследовательской группой из Университета Вандербильта и Университета Эрлангена – Нюрнберга, говорится о том, что соль для иммунной системы как раз полезна. Известно, что, когда мы едим слишком много соли, она запасается в соединительной ткани кожи. Однако Йенс Титце (Jens Titze) и его коллеги заметили, что у мышей соль накапливается в коже даже в том случае, если животных держать на низкосолевой диете. С другой стороны, кожа – первый рубеж обороны против инфекций, и потому в ней содержится много иммунных клеток. Возникает вопрос, не нужна ли соль для эффективной работы кожного иммунитета?

Одними из первых в бой с патогенами вступают так называемые макрофаги, которые в буквальном смысле поедают вторгшихся микробов. Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи выращивали мышиных макрофагов в питательной среде с разными концентрациями хлорида натрия, то бишь обычной соли. Оказалось, что при концентрации соли, равной той, которая есть в коже у мышей, макрофаги активнее выделяли молекулы, убивающие патогенов. Когда к иммунным клеткам подсаживали бактерии кишечной палочки Escherichia coli или возбудителей лейшманиоза Leishmania major, то спустя сутки «подсоленные» макрофаги оставляли менее половины и E. coli, и L. major – по сравнению с макрофагами, которым соли не давали.

Экспериментами на клеточной культуре дело не ограничилось. Исследователи держали мышей либо на солёном, либо на низкосолевом рационе в течение двух недель, после чего грызунов заражали лейшманиозом, вводя возбудителя болезни в кожу на подушечках лап. В течение последующих двадцати дней инфекция в обеих группах животных развивалась одинаково, но потом заживление воспалившихся мест и язв у мышей, сидевших на солёной пище, шло быстрее, и концентрация паразита у них оказывалась меньше.

Более того, оказалось, что и у людей концентрация кожной соли возрастает в тех участках кожи, где есть угроза бактериального вторжения. То есть и для нашей иммунной системы соль, по-видимому, имеет серьёзное значение. Вероятно, в очень давние времена, когда ещё не было антибиотиков, соляная активация защитных систем организма играла важнейшую роль. Однако негативные эффекты от избытка соли пока никто не отменял, так что налегать на солёное в надежде помочь иммунитету всё же не стоит. Полученные результаты, скорее, говорят о том, что никогда не нужно называть какое-то натуральное вещество абсолютно вредным или абсолютно полезным – просто потому, что мы ещё много не знаем о собственном организме. Да и полезность и вредность зависят от количества, и в случае с той же солью её избыток, как было сказано в самом начале, способен привести к иммунным неполадкам. С другой стороны, нам ничто не мешает локально повышать уровень соли там, где это требуется, и вполне возможно, что в будущем появится что-то вроде соляных пластырей или ранозаживляющих гелей с солью, которые будут играть роль простых и дешёвых иммуностимуляторов.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.