На Кипре нашли греческий амулет с палиндромом

Амулет с надписью, которую читается одинаково с обоих концов, показывает долгую историю «совместной жизни» христианства и язычества.

Двусторонний амулет, найденный при раскопках на Кипре, содержит надпись из 59 букв, которая является палиндромом: она одинаково читается в обоих направлениях. Находка была сделана в городе Неа Пафос, на юго-западе Кипра. Возраст амулета – около 1500 лет.

Амулет из Пафоса. Сторона с надписью. Фото: Marcin Iwan.
Амулет из Пафоса. Сторона с изображениями. Фото: Marcin Iwan.
Пафос. Раскопки внутри предполагаемого склада. Фото: E. Papuci-Władyka.

На одной стороне амулета находятся несколько изображений. В нижней части художник поместил мумию, лежащую в лодке. Скорее всего, это изображение египетского бога Осириса. Над мумией помещено изображение Гарпократа, которого греки и римляне считали богом молчания. Гарпократ изображён сидящим на табурете. Его правая рука поднята к губам, в левой руке у него находится скипетр.

Справа от бога находится кинокефал – существо с собачьей головой. Псоглавец также поднял лапу к губам, повторяя жест Гарпократа. Между богом и кинокефалом показана змея, её голова обращена к Гарпократу. Также на амулет поместили рисунки крокодила, птицы (скорее всего, петуха), полумесяца и звезды.

На другой стороне амулета нанесена надпись-палиндром:

ΙΑΕΩ
ΒΑΦΡΕΝΕΜ
ΟΥΝΟΘΙΛΑΡΙ
ΚΝΙΦΙΑΕΥΕ
ΑΙΦΙΝΚΙΡΑΛ
ΙΘΟΝΥΟΜΕ
ΝΕΡΦΑΒΩ
ΕΑΙ

Авторы находки переводят надпись так: «Яхве (бог) – носитель тайного имени, лев Ра хранит [защищает? уверен?] в своём храме». Нижние три буквы втиснуты в небольшое пространство и читаются плохо. Размеры амулета – 34,9 на 41,2 миллиметра.
Исследователи находили похожие палиндромы в других местах древнего мира, пишет Иоахим Слива, профессор Института археологии в Ягеллонском университете (Краков, Польша) в журнале Studies in Ancient Art and Civilization.

Иоахим Слива отмечает, что автор надписи сделал в ней ошибки: он дважды написал «ρ» вместо «v».

Амулет обнаружили летом 2011 года на агоре (месте собраний) Пафоса. Раскопки там проводит экспедиция под руководством Евдоксии Папуци-Влядыка (Ewdoksia Papuci-Wladyka), профессора Ягеллонского университета. Она поясняет, что амулеты должны были защищать их владельцев от опасности и зла.

В V и VI веках нашей эры Кипр был частью Восточной Римской империи. Римская империя распалась на Восточную и Западную в IV веке. После V века, когда Западная Римская империя пала, Восточная Римская империя продолжала существовать. Позже её стали называть Византией.

Амулет из Пафоса служит новым доказательством того, что люди долгое время придерживались традиционных политеистических верований на Кипре, считает Евдоксия Папуци-Влядыка. Она отмечает, что в так называемой вилле Тесея есть мозаика с языческими элементами, которая, вероятно, была отремонтирована довольно поздно – в VII веке н.э. «Похоже, что христианская и языческие религии сосуществовали в Пафосе в те времена, когда использовали амулет», – полагает профессор.

Несмотря на такое сосуществование, амулет имеет некоторые особенности, которые говорят о том, что его создатель не очень хорошо разбирался в мифологических символах. «Надо сказать, что изображение довольно неумелое и схематичное. Иконографически оно основывается на египетских источниках, но эти источники не были полностью поняты создателем амулета», – говорит руководитель экспедиции.

Например, Гарпократ должен сидеть не на табурете, а на цветке лотоса, подобрав ноги. А кинокефал не должен повторять жест Гарпократа. В классическом сюжете псоглавец обращён к богу с поднятыми в знак поклонения лапами. «Мы не можем найти никаких оснований для жеста кинокефала», – говорит Евдоксия Папуци-Влядыка.

Ещё более странными выглядят перекрещенные линии, показанные на телах Гарпократа и псоглавца. Видимо, древний художник считал, что их фигуры должны быть мумиями, как и Осирис. Хотя кинокефал и мог изображаться с повязками, как у мумии, у Гарпократа их быть не должно.

Агора Пафоса, на которой найден амулет, была точно локализована в 2014 году, после четырёх лет раскопок. В прошедшем сезоне были открыты части больших общественных зданий. Одно из них, вероятно, является храмом, второе могло быть складом.

У восточного въезда на агору археологи изучили колодец. Он оказался для археологов настоящей сокровищницей – колодец наполнен фрагментами разбитых сосудов, статуй и монетами. Видимо, после того как колодцем перестали пользоваться, его стали засыпать мусором. Раскопки были довольно сложными, на глубине около 6 метров пошла вода, и археологам пришлось использовать насос (его предоставили местные пожарные).

Среди находок из колодца археологи выделяют металлические ядра для пращи, украшенные изображениями скорпионов или молний. Они могли попасть в колодец во время игры.

Керамика из колодца датируется эллинистическим временем – с конца II века до н. э. примерно до первой половины I века нашей эры. Находки позволяют археологам узнать о том, какие сосуды жители города использовали для еды и хранения продуктов. Среди керамики есть и изящная посуда, украшенная ангобом (покрытие из жидкой глины, нанесённое до обжига). Есть и терра сигиллата (terra sigillata) – посуда с блестящим красноватым покрытием. «Они [сосуды] свидетельствуют о богатстве жителей Пафоса», – отмечает руководитель экспедиции.

Польские археологи широко используют в своей работе современные технологии. Так, специалисты Горно-металлургической академии им. Станислава Сташица (Краков) сделали лазерное сканирование раскопов. Учёные из Института географии из Университета имени Яна Кохановского (Кельце) обследовали всю территорию агоры с помощью георадара. Для аэрофотосъёмки применяли беспилотный летательный аппарат.

В 2014 году экспедиция работала с августа по октябрь. В раскопках участвовали 60 человек, в том числе сотрудники Ягеллонского университета, студенты и волонтёры.

Пафос является одним из самых важных археологических памятников на Кипре. В греческое и римское время город был столицей острова. Памятник включён в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

По материалам: Live Science, PAP - Science and Scholarship in Poland 

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее