Сорока больше не воровка

На самом деле этих птиц вовсе не привлекают блестящие предметы. Напротив, сороки даже побаиваются новых вещей.

Когда люди стали считать сорок воровками, сказать сложно. Но этот миф широко распространен, по крайней мере, в западной культуре. Джоакино Россини назвал так свою оперу, сюжет которой закручивается вокруг столового серебра, украденного – как потом выясняется – сорокой. А в русском фольклоре эта птица, именно с определением «воровка», постоянный персонаж сказок, считалок и песенок. Сороками же часто называют женщин, злоупотребляющих блестящими украшениями. Считается, что сороки тащат все блестящее для того, чтобы украсить свое гнездо.

Фото © Михаил Марковский / Фотобанк Лори.

Специалисты из Университета Эксетера (Великобритания) решили выяснить, соответствует ли популярный миф реальности и как на самом деле сороки относятся к блестящим предметам. Оказалось, что птицы скорее побаиваются их, как и всего нового. В экспериментах, которые проводили Тони Шепард и его коллеги, участвовали дикие птицы и птицы, содержащиеся в неволе. Птицам предлагали множество мелких предметов, некоторые из которых были блестящими, сделанными из фольги и алюминия, другие же были выкрашены матовой синей краской. Чтобы исследовать реакцию диких сорок, ученые разбросали предметы по территории университетского кампуса, а чтобы приманить птиц, рядом рассыпали орехи. Из 64 тестов только в двух случаях птицы заинтересовались блестящими деталями, да и то лишь переворачивали их и бросали. Что же до сорок, содержащихся в неволе, то они вообще не проявили никакого интереса к кольцам и болтам, независимо от их цвета.

«Мы не нашли доказательств того, что сорок привлекает все блестящее. Напротив, что незнакомые предметы вызывают у них неофобию – боязнь новых вещей,–  комментирует результаты исследования Шепард. – Возможно, люди порой замечают, что сорок привлекают блестящие вещи, однако никто не обращает внимания, когда блестящие вещи остаются без внимания птиц. Похоже, мнение о том, что сороки – воровки, обязано своим существованием простой случайности».

Соавтор исследования, результаты которого несколько дней назад были опубликованы в журнале Animal Cognition,  Натали Хемпел де Ибара считает, что сороки, как и все врановые птицы, довольно умны, однако когнитивные способности сорок практически не изучены. Опыт с блестящими предметами это подтверждает – осмотрительные птицы проявили осторожность вместо того, чтобы накидываться на неизвестные предметы.

В ходе исследования ученые заглянули в десятки сорочьих гнезд (безрезультатно) и проанализировали сообщения в интернете о том, что эти птицы действительно украли что-то блестящее. Таких случаев набралось немного – всего два: в 2008 году в гнезде было найдено обручальное кольцо, а годом ранее в другом гнезде обнаружили ключи, монеты и гаечный ключ. Но это, по-видимому, не более, чем исключения.