Комета ISON: определить химический состав за 6 минут

Команда исследователей ISON при поддержке НАСА готовит к запуску космический телескоп FORTIS, которому предстоит в кратчайшее время получить максимум информации о комете.

Теперь уже хорошо известная «комета века», открытая немногим более года тому назад отечественными астрономами В. Невским и А. Новичонком, успешно преодолев около одного миллиарда километров, стремительно и с нарастающей скоростью движется к Солнцу.

FORTIS проходит испытания в НАСА Уоллопс в Вирджинии(НАСА).
FORTIS на стартовом столе (НАСА).
Фото В.Невского, одного из авторов открытия кометы.
Фото D. Peach.
Фото Л.Еленина, первооткрывателя комет.
3-8 Снимки кометы ISON с 10 – 17. 11. 2013 (астрофорум «Большая комета из России»).

В последние дни косматая странница значительно увеличила свою яркость (блеск) и стала видна для наблюдений с Земли в профессиональные или любительские телескопы, в бинокли, подзорные трубы и даже невооруженным глазом. Это и понятно, ведь с приближением к Солнцу комета получает  все больше солнечного тепла, что приводит к увеличению скорости сублимации  - непосредственного перехода  в газообразное состояние твердого вещества кометы.

Уже 28 ноября комета должна достичь перигелия – наименьшего расстояния, примерно в 1,2 млн км,  до поверхности Солнца, после  чего (если выдержит жар нашего светила) начнет движение по восходящей ветви своей орбиты, удаляясь от центра Солнечной системы.

Для наблюдения и исследования кометы задействованы многие обсерватории мира, средства космического наблюдения, и, конечно, целая армия астрономов-любителей в разных уголках Земли.

В ближайшее время к ним может присоединиться космический телескоп ультрафиолетового диапазона FORTIS (Far-ultraviolet Off Rowland-circle Telescope for Imaging and Spectroscopy), который должен быть запущен с ракетного полигона White Sands (New Mexico). Окно дат старта начнется с 19 ноября 2013 года.

Ракета доставит телескоп FORTIS на высоту около 96 км – туда, где земная атмосфера сильно разрежена и ее влияние на проведение внеземных наблюдений и исследований  кометы практически не будет ощущаться.

Сам космический телескоп имеет высокоточную автономную систему наведения, которая поможет найти «центр» кометы в процессе ее движения, и развернуть комплекс бортовых научных приборов  в этом направлении.

В целом область  наблюдений «от головы до хвоста» кометы ISON составит около 1 млн. км. Исследования будут проводиться по заданной программе одновременно в 43 зонах движущейся кометы. Длительность этих дистанционных наблюдений, по расчетам разработчиков программы, составит 360 сек, как раз столько, сколько телескоп будет находиться на внеатмосферном участке траектории.

Затем телескоп FORTIS будет возвращен на парашюте на землю. Весь полет от старта до посадки этого весьма оперативного  космического наблюдателя займет около пятнадцати минут. В дальнейшем телескоп может быть использован для последующих исследований в космосе.

Надо сказать, что телескоп FORTIS уже имеет опыт подобных экзоатмосферных  наблюдений. Полгода назад в середине мая 2013 года он был запущен на подобную суборбитальную траекторию с высотой  174 км,  успешно провел наблюдения  и исследования дальних галактик и возвратился на землю.

Что касается кометы  ISON, то сегодня вряд ли кто может ответить, переживет ли она столь тесное сближение с Солнцем. В течение небольшого периода времени, вблизи перигелия, она будет недоступна для наблюдений.

Если комета появится на предутреннем небосклоне в начале декабря, то, двигаясь по своей восходящей ветви траектории, она  в конце декабря должна пройти на расстоянии около 65 млн. км от Земли (сопоставимо с расстоянием до Венеры)  и будет, постепенно удаляясь,  видна в ночные часы в январе 2014 года…

В настоящее время  комета находится на расстоянии около 75 млн. км от Солнца и в 132  млн. км от Земли, стремительно приближаясь к Солнцу. К ней приковано внимание многих –  от астрономов–профессионалов до новичков – любителей звездного неба. Многие наблюдатели в различных  странах мира отмечают заметное возрастание яркости, необычные зеленовато-голубые цвета кометы.

Вот свежие впечатления некоторых рядовых наблюдателей кометы

«Сегодня утром в условиях городской засветки Орла наблюдали с сыном с балкона комету Исон с 7.15 до 7.50 по Москве. Удалось все-таки ее разглядеть в 8- кратный бинокль. Было видно расплывчатое ядро и еле-еле различимый хвост. Хвост не маленький». (Источник: сайт «Большая комета из России», Ирина М.).

«Сегодня утром также наблюдали комету в подмосковном Долгопрудном в городской засветке да еще и над Москвой, удалось поймать в бинокль 8 Х 42 близко от звезды Спика, она и была ориентиром. В телескоп 150 мм уже на светлом небе была хорошо заметна». (Источник тот же, Серг. Гуреев).

Вот впечатления наблюдателя Dennis Wilde из Лонг-Айленда США:  «Хотя ISON и не такого размера, как полная Луна, – очень впечатляющее зрелище. Ее кома была компактной с очень заметным ядром необыкновенно яркого зеленого цвета. Рядом с комой хвост был узким и ярким, и слегка расширялся – почти до 3,5 градусов – к концу. Я наблюдал за комой в бинокль с увеличением в 490 раз и она была очень плотной и яркой. Нет никаких признаков того, что начинается распад». (Источник: «Астроньюс»).

Всего через несколько дней станет известен результат  «близкого знакомства»  кометы с нашим светилом.  Однако  некоторые наблюдатели, в том числе и астрономы–профессионалы, полагают, что в любом случае дальняя космическая странница вряд ли вернется в нашу Солнечную систему…..

Сегодня же на сайтах, форумах, посвященных ISON, появляются снимки кометы, сделанные в разных уголках Земли, в различных условиях видимости, которые составят ценный архив для будущего изучения кометы.

Автор: Алексей Лабунский