Гадкий Саймон

Первый в мире смартфон появился 20 лет назад, опередив свое время как минимум на десятилетие. Как обычно бывает в таких случаях, этот проект потерпел коммерческую неудачу, однако именно он определил направление развития современных смартфонов.

Первым устройством, которое совмещало в себе функции телефона, пейджера, факса, и компьютера был телефон Simon, созданный фирмой IBM совместно с сотовым оператором BellSouth, и показанный на выставке COMDEX 23 ноября 1993 года. Этот «умный» телефон (слово «смартфон» вошло в обиход лишь через десять лет) весом почти в полкилограмма имел монохромный, чувствительный к нажатию стилусом экран, на котором отображались иконки для электронной почты, калькулятора, календаря, часов и игры типа «пятнашек». «Саймон» не имел аппаратных клавиш, но его экранная клавиатура предугадывала слова по мере их ввода. Функциональные возможности телефона можно было расширять с помощью специальных карт.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Оригинальную идею «умного» телефона придумал талантливый и изобретательный инженер из фирмы IBM Фрэнк Канова. В начале 90-х годов ему пришла в голову идея создать компьютер, который имел бы возможность работы в беспроводных сетях и при этом умещался в ладони. Он обсудил эту идею с коллегами и со своим начальником Джерри Меркелом, который был одним из разработчиков спецификации карт расширения памяти PCMCIA. (Сейчас PCMCIA-карты, вытесненные USB-накопителями и прочими портативными устройствами с этим интерфейсом, практически не используются, но в то время они были весьма широко распространены. С их помощью можно было легко «нарастить» память ноутбука или подключить к нему какое-либо устройство.) Меркел предложил использовать эти карты для расширения возможностей нового смартфона.

Было решено создать прототип смартфона, получившего кодовое название «Angler». Руководителем проекта стал Пол Мугге, директор Флоридской исследовательской лаборатории. В один прекрасный день в кабинете Мугге Меркел продемонстрировал разноцветные карточки, которые вставляются в разъем телефона, благодаря которым он получал новые возможности. «Это – телефон будущего», – заявил Меркел. Надо, правда, сказать, что те карточки были всего лишь макетами, созданными дизайнерами лаборатории. Меркел показывал, как, вставив карточку в аппарат, можно будет получить доступ к хранящейся на ней музыке, или иному содержанию. На одной из карточек было написано «Лучшие песни ZZ Top» – это была любимая группа Меркела. Мугге не был знаком с этой группой, но идея была им одобрена. Позднее Меркел говорил, что эта идея стала одним из основных преимуществ нового смартфона, опередившей свое время как минимум на 15 лет – карты расширения были аналогом приложений, которые можно устанавливать в современные телефоны.
Решение создать рабочий прототип аппарата к выставке Comdex было принято за 14 недель до начала выставки, поэтому команде инженеров пришлось изрядно поработать, в том числе и в выходные дни. Прототип телефона был готов за две недели до выставки. Практически все компоненты телефона – начиная с 16-мегагерцового чипа Intel – были уникальными для того времени. Корпус «Саймона» был прозрачным, и сквозь него было видно, что это еще не серийный образец, а прототип. Канова сказал об этом так: «IBM боится, что люди захотят его купить». На самом деле, руководство IBM не было уверено, стоит ли заниматься телефонами вообще. Джек Кехлер, главный технолог IBM и главный критик проектов фирмы, связанных с коммуникациями (в основном – не очень удачных) сравнил Angler с радиостанцией времен Второй мировой, и это не было похоже на комплимент.

Так или иначе, прототип был готов и отправлен на выставку, где демонстрировались его возможности – на экране телефона можно было посмотреть карту Лас-Вегаса и узнать биржевые котировки. Серверов, с которых берутся карты и данные, в то время не было, поэтому в память телефона были загружены сканированные с бумажного оригинала карты и демонстрационные данные с биржи.

Можно смело сказать, что Angler произвел настоящую сенсацию – в лучших традициях, с толпой вокруг стенда и фотографией на развороте газеты USA Today. «Люди с трудом верили в то, что в телефоне могут быть карты и биржевая информация», говорит Канова. «Как мы сейчас знаем, это только верхушка айсберга». Позже он вспоминал, как теплым осенним вечером вышел на улицу позвонить коллеге. «Я говорил по телефону, сверяясь с календарём, просматривая электронную почту и делая другие вещи, имея всего лишь один телефон в руке. Впервые для этого мне не нужен был компьютер. В тот момент я понял, что мир вот-вот изменится».

Успех первого смартфона привлек внимание сотового оператора BellSouth. Команда инженеров-разработчиков Angler увеличилась с пяти до 32 человек, и было решено начать серийное производство телефонов Angler. Наступило подходящее время придумать для нового телефона коммерческое название. Этим занялись специалисты BellSouth. Их мнения разделились – одни предлагали дать аппарату «сказочное» имя – например, «Merlin» или «Wizard», другие же выступали за то, чтобы название отражало простоту его использования. Имя «Саймон» предложил один из менеджеров, вспомнивший популярную в то время электронную игру «Simon says … (Саймон говорит...)», в которую играли его дети. В этой игре нужно было повторять за электронным партнёром все усложняющуюся последовательность из световых сигналов и звуков. Рекламный слоган «Simon says simpliсity (Саймон говорит – это просто)» должен был показать, что пользоваться этим аппаратом так же просто, как и играть в детскую игру. Так Angler стал «Саймоном».

«Первый бал» «Саймона» состоялся через год, в ноябре 2003 года на шоу, посвященном телекоммуникациям в парке Disney World в городе Орландо. Перед аудиторией из 150-ти журналистов и аналитиков с «Саймона» был отправлен факс, который впоследствии был вставлен в рамку и повешен на стене в доме тогдашнего вице-президента BellSouth Джима Торпа – рядышком со стилусом, который был использован при отправке этого факса.

Надо отметить, что в «Саймоне» была применена еще одна принципиально новая концепция – активация телефона по сети. В то время сотовый телефон перед использованием было необходимо вручную программировать в магазине. Планировалось оснащать каждый «Саймон» специальным программным обеспечением, позволявшим управлять телефоном по сети, но к моменту, когда (забежим немного вперед) «Саймон» ушел с рынка, эта возможность еще не была отработана полностью.

Для рекламы «Саймона» был снят рекламный ролик, в котором девушка по имени Кристи была показана в несколько, скажем так, неуместных ситуациях – например, отправляя факс во время пикника или проверяя электронную почту в театре. Далее Кристи начинала требовать совсем уж странные вещи – например, помыть машину и связаться с инопланетянами. «Голос рассудка» за кадром говорил, что это все-таки невозможно. «Сколько вы можете заплатить за прибор, который может делать всё это? 5000? 10000? А как насчет менее 1000 долларов?» Стоимость «Саймона» составляла 899 долларов (без контракта) – это было достаточно дорого даже по тем временам.

Рекламный ролик вышел в эфир в мае 1994 года, но в продажу «Саймон» поступил только 16 августа. Планировалось, что массовым производством смартфонов будет заниматься Motorola. Однако эта фирма, создавшая в свое время первый по-настоящему мобильный телефон, отказалась от производства первого в мире смартфона, не пожелав поддерживать потенциального конкурента. В итоге производство «Саймона» было передано японской фирме Mitsubishi.

Уже тогда инженеры IBM столкнулись с «бичом» всех смартфонов (в том числе и современных) – малым временем работы от батареи. В зонах с хорошим покрытием при интенсивной работе в сети «Саймон» мог продержаться около часа, а при плохой связи – и того меньше. Иного решения, кроме как иметь с собой дополнительную батарею (как это давно уже делали владельцы видеокамер) придумать не удалось. Еще одной проблемой стали появившиеся на рынке и покорившие сердца покупателей маленькие телефоны-«раскладушки», стоившие дешевле и выглядящие симпатичней, чем брутальный «Саймон» длиной 20 сантиметров, толщиной пять и весивший полкило.

Однако неудачи «Саймона» на этом не заканчивались. Замечательная идея, опередившая своё время, требовала соответствующей инфраструктуры: быстрая сеть, мобильный веб-браузер и интернет-приложения. В начале 90-х годов сотовые сети были ориентированы на передачу голоса, а не данных, и, как следствие, не было ни мобильных браузеров, ни приложений.

И, что стало самой серьезной проблемой, в первой половине 1990-х фирма IBM переживала жесточайший кризис, потеряв в период с 1991 по 1993 год 16 миллиардов долларов и около 100000 сотрудников. Офисы фирмы закрывались по всему миру. Эта участь постигла и лабораторию во Флориде. Многие инженеры не захотели переезжать в Северную Каролину, куда были перенесены работы над смартфоном нового поколения Neon. Он должен был быть тоньше и короче, и в целом стать похожим на привычные нам смартфоны, в нем, например, уже предусматривалась возможность поворота изображения на экране. Но Фрэнк Канова, поработав некоторое время с новой командой, уволился. Джерри Меркел некоторое время пытался поддерживать работу на «плаву». Он уговаривал фирму AMD разработать чип для смартфона нового поколения, но потерпел неудачу. О своих попытках создать карту расширения, превращающую телефон в радиоприемник, он сказал просто и коротко: «Я выкинул её в ведро. Фирма IBM исчезала на глазах».

К началу 1995 года было продано около 50000 «Саймонов». Цена на него снижалась, и, в конце концов, было принято решение прекратить его продажи. IBM отказалась от телефонного бизнеса, а BellSouth решила вкладывать средства в совершенствование своих собственных сетей. Хотя специалисты BellSouth считают, что разработка «Саймона» стоила вложенных средств, так как после его появления стало уделяться всё больше внимания возможностям сотовых сетей, в архивах IBM не осталось материалов об этом телефоне. Складывается впечатление, что IBM старается забыть о своей неудаче. Автор этой статьи не смог найти в сети ни фотографию Фрэнка Кановы с прототипом первого смартфона с обложки раздела «Money» газеты USA Today, ни рекламный ролик с девушкой Кристи. Тем не менее, увидеть героя нашего рассказа «вживую» можно в фильме «The Net (Сеть)», снятом как раз в 1995 году. Фрагмент этого фильма с участием «Саймона» можно посмотреть по ссылке (http://www.youtube.com/watch?v=ROzFJzPHyKM), но в титрах фильма упоминания о «Саймоне» тоже нет.

И, чтобы не заканчивать наш рассказ на грустной ноте, нужно упомянуть о том, что «Саймон» вошел в Список самых значимых устройств тридцатилетия (http://research.microsoft.com/en-us/um/people/bibuxton/buxtoncollection/browse.aspx). Билл Бракстон, специалист из фирмы Microsoft и создатель этой коллекции (а также владелец двух настоящих «Саймонов») говорит: «Инновации, которые впервые появились в «Саймоне», сейчас используются практически во всех современных мобильных телефонах». Сегодня же, 20 лет спустя, «Саймоны» не только не подешевели, а наоборот, ощутимо поднялись в цене – но уже как коллекционные редкости.

При подготовке статьи использован материал с сайта www.businessweek.com.

На рисунках: 1 – заставка; 2 – Фрэнк Канова собственной персоной; 3 – смартфон IBM Simon на док-станции; 4 – он же рядом с iPhone; 5 – дизайн ранних прототипов смартфонов IBM; 6 – макеты карт расширения; 7 – детская игрушка «Simon»; 8 – реклама «по мотивам» игры; 9 – еще один рекламный плакат; 10 – «рабочий стол» смартфона IBM Simon.

Автор: Максим Шейкин


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее