«Радиоастрон» подтвердил высокую чувствительность

Все радиометры российского космического радиотелескопа «Радиоастрон» функционируют нормально.

Космический радиотелескоп-интерферометр «Спектр-Р» («Радиоастрон»), выведенный на высокоэллиптическую орбиту 18 июля, провел первые тестовые наблюдения космического объекта. Этим объектом стал один из мощнейших источников галактического радиоизлучения — остатки сверхновой Кассиопея A (Cas A). На борту обсерватории размещены четыре высокочувствительных радиометра для астрономических наблюдений в диапазонах радиоволн от 92 см до 1 см.

Первые космические испытания всех четырёх радиометров подтвердили их надёжную работу в штатном режиме. Произведены измерения полной шумовой температуры системы радиотелескопа, показавшие близость температурных значений к расчётным для всех четырех частотных диапазонов. Измеренные и полученные «космические» значения ключевых параметров телескопа, оказались даже лучше тестовых «земных». Это подтвердило ожидаемую высокую чувствительность космического радиотелескопа.

Зафиксированы следующие температурные значения: радиометр, длина волны 92 см (изготовитель малошумящий усилитель (МШУ) — Индия, блок приемника — Россия): полная шумовая температура системы около 200 K; радиометр, длина волны 18 см (изготовитель Австралия): полная шумовая температура системы около 40 K; радиометр, длина волны 6 см (изготовитель Россия): полная шумовая температура системы около 70 K; радиометр, длина волны 1,3 см (изготовители МШУ — США, блок приемника — Россия): полная шумовая температура системы около 60 K на частоте 22 ГГц.

Цель проекта «Спектр-Р» – проведение исследований различных типов объектов Вселенной с рекордно высоким угловым разрешением в сантиметровом и дециметровом диапазонах волн с помощью космического радиотелескопа на борту КА, работающего совместно с крупнейшими наземными радиотелескопами в режиме радиоинтерферометра со сверхдлинной базой (РСДБ). Разрешение интерферометра тем выше, чем больше длина базы, а чувствительность радиотелескопа улучшается со временем наблюдения. При размещении телескопов на Земле база ограничена диаметром планеты, а время наблюдения измеряется часами и ограничивается вращением Земли и выходом одного из них из поля зрения. В случае «Радиоастрона» интерферометрический эффект достигается благодаря его вытянутой эллиптической орбите, для которой время наблюдения соизмеримо с периодом обращения, а длина базы интерферометра — с ее апогеем.

На фото внизу: малошумящий усилитель (МШУ) приемника диапазона 1,3 см (корпус с золотым покрытием) на испытаниях в Астрокосмическом центре ФИАН (АКЦ ФИАН).

Автор: Александр Ильин