На Чукотку — снегоходом!

В мае завершился трансконтинентальный пробег на отечественных снегоходах из Салехарда на Чукотку. Экспедиция была приурочена к 40-летию со дня выпуска первого русского снегохода.

Трое участников экспедиции, двигаясь почти по 200 км в день, за 39 ходовых дней преодолели сложнейший маршрут: около 7800 км от Салехарда до самого восточного населенного пункта в России — Уэлена в Чукотском автономном округе. Таким экстремальным способом проходили испытания три снегохода «Тайга», выпущенные единственным на сегодняшний день отечественным производителем снегоходной техники — ОАО «Русская механика» в Рыбинске Ярославской области.

Именно в Рыбинске 40 лет назад родился легендарный снегоход под названием «Буран». С тех пор его имя стало нарицательным: северяне «бураном» называют сегодня всё, что движется по снегу, — даже самодельный транспорт. Продолжает традиции «Бурана» новое семейство русских снегоходов — «Тайга», появившееся в 1999 году на том же заводе в Рыбинске.

Первый снегоход, участвовавший в «праздничном» пробеге, — «Тайгу “Патруль”» руководитель группы, путешественник и конструктор Аркадий Попов именует буквально «снежным трактором» — из-за широкой гусеницы 600 мм. Второй снегоход, «Тайга “Атака”», оснащен гусеницей шириной 500 мм. Обе машины уже испытывались раньше и были затем доработаны. Но главной целью пробега стало тестирование абсолютно нового снегохода, едва поставленного на конвейер: «Тайга “Варяг”» предназначен для движения среди кустарников и конкурирует с зарубежным Yamaha Viking.

Экспедиция продолжалась 68 дней — с ночлегами и остановками. Переходы без заправок составляли порой до 1200 км. «Дело не только в расстояниях между населенными пунктами, — объясняет А. Попов. — Бывало, что и топливо есть, но людям на Севере не нужны наличные деньги». Поэтому бензин пришлось везти с собой на санях в канистрах.

Участники оценивают экспедицию как удачную и спокойную: «Даже из аптечки мы достали только лейкопластырь», — вспоминает оператор и фотограф экспедиции Владимир Корольков. Тем не менее, русские снегоходы оказались в тяжелейших условиях эксплуатации — жесткий снег, заструги, снежные торосы, ударные нагрузки на подвеску. Значительная часть пути следовала по рекам и почти 70 км — по песку, смешанному со снегом, в котором машины легко вязли. Русские экспедиторы на всякий случай установили на снегоходы дублирующие системы зажигания и фароискатели, взяли с собой воздушный обогреватель, газоконденсатор, палатку на 6 мест, примус и, конечно, много запчастей — ведь на северном пути ничего подобного не купишь. Там и с продовольствием бывали трудности. «Жизнь на севере совсем другая, — рассказывает Попов. — Зайдешь в магазин купить колбасы, а там самая свежая — «в сентябре завезли». Молочных продуктов нет, а что есть — минимум 6 месяцев просрочки. Там не забалуешь». Молодой водитель-испытатель из «Русской механики» Артем Калинин благодарит северян за понимание и гостеприимство: «Наши проблемы стали их проблемами, и они во всем помогли». Одно из его самых ярких воспоминаний — когда на одной из станций их встречали богатым столом с жареной картошкой и курицей.

Были у путешественников и встречи с дикими животными — не всегда приятные: в северных краях оказалось много бешеных песцов; видели медведей несколько раз — и бурых, и белых. На заброшенной «зоне» находили свежие волчьи следы.

С погодой повезло: «Мы не застали сильных морозов, в то время как на Таймыре ожидались морозные приключения, — рассказывает Корольков. — В апреле там бывает до –40, а мы проскочили, как на курорте. Местные жители говорили, что такого апреля не помнят, сколько живут». Была повышенная циклоническая активность, поэтому солнечных дней участникам пробега почти не досталось. Из-за едва не нулевой видимости руководителю группы было трудно ехать — ни застругов, ни неровностей рельефа не видно. На второй части маршрута — «гонка с оттепелью»: в Черском (Якутия) пришлось тащить санки по асфальту. Завершали экспедицию точь-в-точь: только пришли в Уэлен, и через пару дней температура поднялась уже выше нуля.

«Русская механика» в прошлом году уже организовывала первые испытания для своих снегоходов по маршруту Рыбинск — Салехард. Тогда они преодолели 4000 км за 38 дней. Новая экспедиция в некотором смысле «продолжила» путь. «Это большая победа коллектива огромного завода и нашей державы, за которую сейчас не обидно», — радуются участники экспедиции.

Два пробега показали, что российская техника — надежная и комфортабельная. Крайний Север занимает почти 60% территории России, и таких мест, где снегоход может быть едва ли не единственным транспортным средством, очень много. «Всей этой территории не хватает инфраструктуры, поэтому людям на огромных просторах русского Севера нужна надежные снегоходы», — считает член Русского географического общества и представитель экспедиционного центра «Арктика» Владимир Чуков.

О новой экспедиции пока говорить рано, но путешественники мечтают продолжить маршрут из Уэлена через пролив — на Аляску.

На снимках:

На фарватере Енисея.

После пурги на реке Хатанга.

Участники экспедиции с метрологами в посёлке Усть-Оленёк.

Полярная станция Амбарчик.

Путь на Уэлен

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Елизавета Ясиновская


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее