Полярники подняли флаг

Новая российская научная станция "Северный полюс — 38", в составе 15 человек и двух собак, начала дрейф в Арктическом бассейне Северного Ледовитого океана к северу от острова Врангеля.

Высокоширотная экспедиция Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета высадила станцию на дрейфующее поле из однолетних и многолетних льдов с борта атомного ледокола «Россия». 15 октября закончились грузовые и транспортные операции по развёртыванию, и станция открылась официально; над ней был поднят государственный флаг России. Накануне открытия СП-38 передал во Всемирную метеорологическую сеть первую метеосводку. Ожидается, что станция будет дрейфовать не менее двенадцати месяцев.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Борис Грызлов направил поздравительные телеграммы организаторам и участникам высадки СП-38: Артуру Чилингарову, возглавлявшему экспедицю «Арктика-2010», капитану атомного ледокола "Россия" Олегу Щапину, а также начальнику станции «СП-38» Томашу Петровскому. В последней спикер напомнил полярнику про арктический климат и уточнил, чем исследователям предстоит заниматься: «В суровых условиях Арктики и длительной полярной ночи вам предстоит выполнить обширную научную программу <...> При этом сам факт начала Вашей работы в Северном Ледовитом океане знаменует дальнейшее закрепление российского присутствия в высокоширотной Арктике Тем самым Вы выполняете ответственное поручение президента РФ Дмитрия Медведева и правительства РФ по реализации стратегического курса на дальнейшее освоение Севера нашей страной».

По словам руководителя высокоширотной экспедиции Владимира Соколова из Арктического и Антарктического НИИ, «СП-38 призвана развивать современные технологии в высоких широтах Арктики для совершенствования системы гидрометеорологического обеспечения морской деятельности, исследования современного состояния арктической климатической системы в условиях меняющегося климата, хозяйственной деятельности в арктической зоне РФ». Кроме обычных метеорологических исследований, полярники два раза в сутки будут снимать данные о состоянии воздуха (аэрологическое зондирование), а также изучат состав воды. В фокусе внимания — загрязнения океана, морского льда и воздуха.

Инфраструктура станции — 20 домиков и несколько палаток; две дизельные электростанции мощностью 30 Квт снабжают ее энергией. Из транспорта – два трактора ДТ-75 и снегоходы «Буран». Запас жидкого топлива в бочках равномерно распределён по площади льдины в нескольких депо. Продукты хранятся в специальных помещениях, в том числе в морозильной камере. От белых медведей вот уже третий дрейф подряд полярников будут охранять проверенные друзья — собаки Дина и Дик.

«Северный полюс-38» - седьмая по счету российская дрейфующая станция с 2003 года, когда опосле двенадцатилетнего перерыва был возобновлен отечественный арктический проект, начатый в 1937 году дрейфующей станцией "Северный полюс": четыре человека во главе с легендарным Иваном Папаниным. «Технология создания и поддержания работ дрейфующих станций "Северный полюс" является эксклюзивной, в мировых научных центрах считается российским "ноу-хау"», - отметили в НИИ Росгидромета.

Автор: Михаил Никифоров


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее