Адронная терапия против рака

Оказывается, последние достижения ядерной физики могут быть использованы в противоопухолевой терапии. Тем не менее, хирургия и химиотерапия остаются пока основными методами борьбы с онкологическими заболеваниями.

Российские и европейские ученые признают, что сегодня адронная терапия – самое перспективное лечение онкологических заболеваний. Этот метод основан на применении пучков протонов и ионов углерода. Он позволяет рано диагностировать и лечить локализованные, глубоко расположенные и радиорезистентные (плохо поддающиеся традиционной лучевой терапии) раковые опухоли.

Преимущества адронной терапии заключаются в том, что быстро движущиеся ионы легко формируются в хорошо направленные узкие пучки. Проникновение ионов углерода проходит почти без рассеяния, и поэтому их легко точно сфокусировать в область злокачественного образования. Ионы проникают в живую ткань на необходимую глубину (она зависит от энергии пучка). Пучки повреждают только раковые клетки, здоровые ткани, расположенные рядом с опухолью, практически не затрагиваются. В опухолевой клетке происходят многократные разрывы двойной спирали ДНК, после которых шансов на выживание у клеток опухоли не остается.

Принцип традиционной лучевой терапии (радиотерапии) другой. Он основан на разной способности к восстановлению молекул ДНК после облучения у здоровых и у раковых клеток. Под воздействием облучения происходят однократные повреждения спирали ДНК. Но в здоровых клетках ДНК быстро восстанавливается, а в больных - нет. Размножение клеток опухоли либо замедляется, либо вовсе прекращается. Минусы лучевой терапии трудно не заметить. Идеальная терапия должна воздействовать на больные ткани и не затрагивать здоровые. К тому же некоторые опухоли слабо чувствительны к облучению (радиорезистентные опухоли).

Помимо избирательности воздействия, по сравнению с лучевой терапией, биологическая эффективность адронной в несколько раз выше. Действенность лечения достигает 80-90%. Весь курс лечения может занимать от одного до десяти сеансов, в то время как для лучевой терапии таких сеансов облучения требуется от 30 до 40.

До сих пор ученые ведут дискуссии о том, вытеснит ли адронная терапия общепринятые методы лечения – хирургию и химиотерапию. Рамона Майер, представитель EBG MedAustron в Австрии (Центр ионной терапии и научных исследований), говорит, что адронная терапия – часть современной комбинированной системы лечения. Она не исключает химиотерапию и хирургию. Однако использование новейших технологий основанных на последних достижениях ядерной физики будет только расширяться.

Сегодня адронная терапия быстро распространяется за рубежом. При координации Европейского Центра Ядерных Исследований (ЦЕРН) в Европе создается международная исследовательская сеть центров адронной терапии (ENLIGHT). Такие комплексы уже открыты в Германии, Италии, Австрии, Франции, а также в Японии. На очереди комплексы в Бельгии, Швеции и Китае.

В России протонную терапию проводят только три научных физических центра: ИТЭФ (Институт теоретической и экспериментальной физики им. А.И. Алиханова) в Москве, ОИЯИ (Объединенный институт ядерных исследований) в Дубне и ПИЯФ (Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова) в Гатчине. Медики предложили организовать в Санкт-Петербурге Центр адронной терапии и диагностики онкологических заболеваний для Северо-западного региона РФ. Разработан проект, стоимость которого равняется 10 миллиардам рублей. Проект утвержден, но пока он остается только на бумаге.

Автор: Елизавета Титаренко