Самца отличат по крику

Биологи разработали простой и недорогой способ ведения учёта редких и прочих видов птиц. Они научились определять пол и даже различать отдельных представителей пернатых по их крикам.

Метод основан на том, что крики разных видов птиц различаются не только в зависимости от пола, но и имеют индивидуальные отличия. Исследователи биологического факультета МГУ проанализировали звуковой репертуар трех редких видов птиц – японского журавля, краснозобой казарки и белолицей свистящей утки. У всех этих видов самцы и самки внешне никак не различаются, и отличить их можно только по крикам, т.е. с помощью акустического мониторинга. Для того чтобы точно охарактеризовать крики, зоологи использовали спектральный анализ.

Биологи выяснили, что у японского журавля звуковой репертуар меняется по мере взросления, начиная с момента вылупления птенцов. Птенцы кричат с тем, чтобы привлечь внимание родителей, причем крик каждого птенца имеет свои индивидуальные особенности, поэтому родители легко отличают своего птенца от чужого. В возрасте около 10 месяцев у птенцов происходит «ломка голоса», и индивидуальные различия в их криках исчезают, но к этому времени подросшие птенцы уже не нуждаются в родительской заботе.

Другой задачей зоологов было выявить четкие и постоянные во времени половые и индивидуальные различия в криках взрослых птиц. У взрослых японских журавлей пары вокализируют дуэтом. Оказалось, что в дуэте можно различить крики самца и самки. Крики разных пар также различались.

Крики краснозобой казарки носят ярко выраженные индивидуальные различия, что касается белолицых свистящих уток, то их крики очень сильно различаются как у самок и самцов, так и индивидуально.

Результаты исследований показали, что индивидуальные отличия криков птиц вполне могут быть использованы для акустического мониторинга всех трех видов птиц, т.е. вести их учёт на данной территории. Этот метод учета – наиболее щадящий из всех прочих, поскольку не требует отлова птиц. Это особенно важно для редких видов. Кроме того, акустический метод весьма дёшев по сравнению, например, с молекулярно-генетическим методом определения пола и индивидуальности, и не требует дорогостоящего оборудования.

Автор: Надежда Маркина