ЛЕНД отправится на поиски воды на Луне

Институт космических исследований РАН поставил 25 марта 2008 г. в Космический центр Годдарда НАСА (Goddard Space Flight Center NASA -GSFC) летный образец российского прибора «ЛЕНД» для космического аппарата НАСА Лунный орбитальный разведчик («Lunar reconnaissance orbiter» -LRO).

Поставка проходила с участием разработчиков от ИКИ РАН, технических специалистов со стороны GSFC и американских соисполнителей по проекту ЛЕНД (от англ. Lunar Exploration Neutron Detector) от Мерилендского университета. После поставки начинается этап испытаний прибора ЛЕНД в составе космического аппарата LRO.

Российско-американское соглашение о сотрудничестве в космосе, подписанное в октябре 2007 года в резиденции посла США в России, предполагает поставку российского прибора «ЛЕНД», предназначенного для исследования энергии нейтронов на поверхности Луны. С помощью «ЛЕНДа» ученые планируют найти воду в «холодной ловушке» (затененном кратере) на лунном полюсе. Новый прибор — это усовершенствованный вариант нейтронного детектора ХЕНД, выполнившего одну из основных научных задач американского проекта «Марс-Одиссей» - исследования нейтронного излучения Марса. По данным прибора обнаружены огромные запасы воды в грунте красной планеты. Для поиска водяного льда или водорода прибор «ЛЕНД» будет проводить измерения нейтронного альбедо Луны с пространственным разрешением до 5 км. Кроме того, предполагается измерение нейтронной компоненты радиационного фона для подготовки пилотируемых экспедиций. Высокое пространственное разрешение достигается методом коллимации нейтронов от поверхности Луны.

Работы по проекту «ЛЕНД» включены в Федеральную космическую программу РФ на 2006 – 2016гг. и ведутся в кооперации с Институтом Машиноведения РАН им. А.А. Благонравова (г. Москва), Объединенным Институтом Ядерных Исследований (г. Дубна, Московская обл.), Государственным Астрономическим институтом им. П.К. Штернберга МГУ (г. Москва), Физико-техническим институтом РАН им. А.Ф. Иоффе (г. Санкт-Петербург). Для создания механических деталей прибора привлечено НПО им. С.А, Лавочкина (г. Химки, Московской обл.). В создании коллиматора прибора на основе бора, обогащенного изотопом 10В участвуют ФГУП Научно-исследовательский институт атомных реакторов (г. Димитровград, Ульяновской обл.) и ФГУП Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности (г. Москва).