Попов Сергей Владиленович
Этот вопрос во многом перекликается с предыдущим и дает возможность более полного ответа. Детский период развития чрезвычайно важен в жизни любого существа. В частности, судьба птиц и млекопитающих в огромной степени определяется тем, насколько успешно проходили их детские взаимодействия с родителями. Животные, родившиеся в зоопарке, обычно воспитываются матерью или обоими родителями до приобретения самостоятельности (варварская практика создания для забавы публики «Площадок молодняка» к счастью ушла в прошлое). Получая от родителей, а также в играх с братьями и сестрами необходимую в детстве стимуляцию, детеныши приобретают, во-первых, полноценный набор свойственных виду форм поведения, а во-вторых, – адекватное восприятие окружающей их обстановки зоопарка (например, представление о том, что человек это скорее надоедливое, чем опасное существо, а иногда даже может быть полезное). Всего этого лишены детеныши, пойманные в природе, и чем раньше их оторвали от матери, тем труднее бывает вырастить здорового полноценного зверя. Для птиц эта проблема еще сложнее, поскольку именно для них характерен импринтинг – явление, когда птенец на всю жизнь «запечатляется» на любое существо, которое он видит в особый период восприимчивости вскоре после вылупления, и впоследствии воспринимает таких существ, как особей своего вида. Для того чтобы выкормить птенцов, не позволив им при этом «запечатлеться» на человека, зоологи применяют различные ухищрения. Так, в США, в ходе программы по разведению в неволе вымирающего вида кондора, человек, кормящий птенца, был отделен от него ширмой с отверстием, куда просовывал руку в специальной перчатке, имитирующей голову взрослого кондора.
Когда в зоопарк попадают животные-подростки, получившие от родителей необходимый опыт, они сравнительно легко и быстро (быстрее взрослых) приспосабливаются к новым условиям. Если при этом они содержатся вместе с другими представителями своего вида, то очень скоро их поведение перестает отличаться от поведения уроженцев зоопарка. Если же по каким-то причинам прибывших из природы молодых животных долгое время содержат в одиночестве, то у них часто возникают более тесные, чем у рожденных в неволе связи с обслуживающими их людьми.
Специальные развлечения для молодых животных, прибывших из природы, насколько мне известно, не применяются, хотя на них, конечно, распространяются принятые во многих зоопарках программы «обеспечения занятости» или «обогащения среды». Иначе обстоит дело в специальных Реабилитационных центрах, где потерявших родителей детенышей готовят к самостоятельной жизни в природе (в нашей стране наиболее известная из таких организаций – Центр по реабилитации бурых медведей В.С. Пажетнова). Научить диких малышей жить в природе намного сложнее, чем обеспечить их жизнь в зоопарке, и здесь необходимы специально разработанные тренировочные программы.