КОСМИЧЕСКАЯ ПОГОДА: КАК ОНА ВЛИЯЕТ НА ТЕХНИКУ И ЧЕЛОВЕКА

Начало: 10.02.2006 | Окончание: 24.02.2006

Петрукович Анатолий Алексеевич

Анатолий Алексеевич Петрукович - Заведующий лабораторией отдела физики космической плазмы Института космических исследований Российской Академии Наук (ИКИ РАН), доктор физико-математических наук. Область научных интересов: физика магнитосферы Земли, магнитные бури и суббури, воздействие солнечного ветра на магнитосферу, прогноз космической погоды. Автор более 80 научных публикаций.
Задавайте вопросы и Анатолий Алексеевич Петрукович расскажет обо всем: о геомагнитных бурях, солнечных космических лучах, вспышках на Солнце, магнитных облаках и нарушениях радиосвязи!

Просмотров: 14853 | Комментариев: 0

Ирина
Cо школы известно влияние магнитных бурь на радиосвяь, расскажите об их влиянии на другую технику, спасибо!

Петрукович Анатолий Алексеевич
Кроме радиосвязи, другой основной объект влияния - космическая техника. После вакуума радиация - следующая основная угроза космическому аппарату и для защиты от нее предпринимаются специальные меры.
Во время магнитных бурь спутники испытывают резкое увеличение радиационной нагрузки вплоть до выхода из строя.

Другой наземный фактор влияния - вариации геомагнитного поля, вызывающие паразитные токи в линиях электропередач, трубопроводах, железнодорожной автоматике и других протяженных проводниках. Это приводит к сбоям в их работе. Кстати, впервые эффекты магнитных бурь были обнаружены именно в телеграфных линиях связи в середине девятнадцатого века.

Подробно о путях влияния космической погоды написано в статье, вышедшей в "Науке и Жизни" №10 за 2001 год.

Анатолий
И всё-же? Почему Земля вертится? Так точно и равномерно - без остановок и задержек? А вот Луна рядом, как "блин" - одной стороной к нам повернута, и никакой деформации????

Петрукович Анатолий Алексеевич
Вопрос конечно не по теме, но с ним справится студент первого курса физфака... Науке здесь все ясно.
Земля вертится с постоянной скоростью ( по-научному - сохраняет момент количества вращения), потому что в вакууме на нее почти не действуют тормозящие силы, и она вращается по инерции.

На самом деле очень небольшие тормозящие силы все таки есть - трение солнечного ветра, взаимодействие с другими планетами и проч. Поэтому вращение Земли все-таки неравномерно, оно замедляется на микроскопические доли секунды в год, а ось вращения медленно меняет свое направление.

А Луна тоже вращается, просто период ее вращения равен периоду обращения вокруг Земли, и она смотрит на Землю одной стороной. Если бы Луна не вращалась совсем - она бы поворачивалась к Земле разными боками.

Откуда же взялось вращение Земли - отдельный вопрос.

Галина
Анатолий Алексеевич, каким будет Солнце этим летом по активности-"вредным" или "не очень"?

Петрукович Анатолий Алексеевич
Вообще-то сейчас минимум солнечной активности, и солнце «по активности» будет вовсе даже не вредным. Однако если Вы не собираетесь провести отпуск в космосе, а просто хотите поехать на курорт, то активность Солнца Вам не помеха. Вредоносное солнечное излучение задерживается атмосферой и до поверхности Земли не доходит.
Гораздо практичнее позаботиться о том, чтобы не сгореть на пляже.

Ольга
-Почему метеозависимость ощущается порой за сутки до магнитной бури, порой - за несколько часов, всегда по разному...?

Петрукович Анатолий Алексеевич
Конечно, реакции на еще не произошедшее событие быть не может.
Мы живем в сложном мире с большим количеством раздражающих факторов, которые складываются каким-то случайным образом. Скорее всего, ваши негативные ощущения, которые вы приписываете широко освещаемой в прессе будущей магнитной буре, имеют другую причину в прошлом. Такой причиной может быть и предыдущая магнитная буря.
Разная же реакция может быть связана с тем, что само по себе метеовоздействие довольно слабо и большую роль играет текущее психо-эмоциональное состояние и физическое самочувствие человека. В случае ослабленного состояния, реакция будет сильнее.

Виталий Новодворский
Скажите, пожалуйста, влияет ли человеческая деятельность на магнитосферу Земли, и если влияет, то как и к чему это ведет?

Петрукович Анатолий Алексеевич
К счастью еще практически не влияет. Размер магнитосферы велик, а суммарная энергия процессов, происходящих в ней, гораздо больше, чем энергия, которую человек может вложить в техническое воздействие.
Отдельные действия человека могут производить локальную временную модификацию свойств магнитосферы, схожую по масштабу с разгоном облаков во время праздника.
Например, в свое время, до запрета ядерных испытаний в трех средах, был произведен эксперимент – космический ядерный взрыв. Это привело к созданию искусственного радиационного пояса на несколько месяцев. Есть еще подозрение, что постоянно работающие низкочастотные передатчики глобальной системы связи с подводными лодками немного изменяют условия потерь частиц из радиационных поясов, но чтобы проверить это надо отключить передатчики на время около года, что невозможно.

Валерий Трибис
Влияет ли космическая погода на примитивные живые существа, например, на дождевого червя? Проводились ли такие исследования?

Петрукович Анатолий Алексеевич
Очень интересный и правильный вопрос. Если космическая погода влияет на человека, то это должно проявляться и на более простых биологических объектах. Такие исследования с червями, отдельными клетками и даже кроликами проводились в ряде российских институтов.
В некоторых случаях была зарегистрирована корреляция состояния этих биологических объектов с космическими факторами (например, магнитными бурями) или с их имитацией. Однако эти результаты по ряду причин не общепризнаны.
Кроме того, нет никакой ясности с объяснением этого воздействия.

Юрий
Укажите пути влияния "космической погоды" на технику и человека. На нашей планете много источников радиоактивного излучения, как отделить их влияние на человека от космического?

Петрукович Анатолий Алексеевич
Вкратце, пути влияния – это, происходящие во время солнечных вспышек и других проявлений солнечной активности всплески электромагнитного солнечного излучения (рентгеновского и ультрафиолетового), солнечных космических лучей, возмущений солнечного ветра (последние вызывают магнитные бури на Земле).
Эти солнечные агенты создают факторы, непосредственно воздействующие на технику и человека: возрастает радиационный фон, возникают всевозможные помехи в радиодиапазоне, электрические наводки в проводниках и т.д.
Подробно о проявлениях и путях влияния космической погоды написано в серии статей, вышедших в «Науке и жизни» в № 8 и № 10 за 2001 и № 5 за 2005 год.

Космическая радиация на человека, находящегося на поверхности Земли, не влияет, так как практически вся поглощается атмосферой. Поэтому все радиационное загрязнение на Земле заведомо принадлежит "местным" источникам излучения.
Влияние космической радиации существенно только на космических орбитах и на высотах выше 10 км. Влияние мелких земных источников здесь уже ослаблено или его нет вовсе, и всплески космической радиации хорошо читаются на фоне средних значений.

Татьяна
- Скажите, сколько людей на Земле (в процентах) чувствительны к космической погоде?

Петрукович Анатолий Алексеевич
Вопрос о воздействии космической погоды на людей является одним из самых неоднозначных в нашей науке и мнения специалистов по этому поводу разделились.
Например, согласно исследованиям, проводящимся в нашем институте, чувствительны к изменениям космической погоды могут быть люди, находящиеся в состоянии стресса или имеющие кардиологические расстройства. Впрочем такие люди реагируют и на изменения обычной погоды и многие другие события. Пока не ясно, существует ли какая-нибудь индивидуальная предрасположенность отдельных людей к магнитным бурям или это влияние объясняется общим повышением чувствительности к внешним факторам при некоторых заболеваниях.

Татьяна Викторовна, Москва
Изменяется ли геомагнитная обстановка на Земле состояние и ионосферы перед появлением на Солнце пятен?

Петрукович Анатолий Алексеевич
Пятна возникают в месте выхода на поверхность Солнца сгустков его магнитного поля, и их появление обусловлено сугубо внутренними солнечными причинами (по крайней мере, по современным представлениям).
Никакого воздействия Земля на эти процессы оказывать не может, упрощенно говоря, в силу своей малости и удаленности.
Геомагнитная обстановка на Земле или состояние ионосферы меняются постоянно по целому ряду причин и поэтому могут быть зарегистрированы и перед возникновением какого-нибудь пятна, хотя между этим событиями и нет причинно-следственной связи.

Если имеются ввиду сильные изменения геомагнитной обстановки или возмущения ионосферы, скажем в ходе магнитной бури, то твердо установлено, что первопричина этих событий находится на Солнце, в том числе в областях солнечных пятен.
Так что, правильнее сказать, что геомагнитная обстановка и состояние ионосферы могут измениться после появления пятен.

редакция журнала "Наука и жизнь"
- Анатолий Алексеевич, что включает в себя понятие "космическая погода"? Когда оно появилось? Кто его ввел?

Петрукович Анатолий Алексеевич
Термин "космическая погода" заимствован из английского языка (Space weather) и в широком употреблении появился около десяти лет назад, как охватывающий наиболее практически важные аспекты науки о солнечно-земных связях.
Эта наука лежит на стыке физики Солнца, солнечной системы и геофизики и занимается исследованием влияния солнечной переменности и солнечной активности через межпланетную среду на Землю, в частности на магнитосферу, ионосферу, атмосферу Земли. К тематике космической погоды относятся, например, вопросы прогноза солнечной и геомагнитной активности, исследования воздействия солнечных факторов на технические системы (радиопомехи, радиационная обстановка и пр.), воздействия на биологические системы и людей.
Одним из первых употребил это словосочетание, по всей видимости, наш соотечественник А.Л. Чижевский в одной из своих публикаций начала 20 века.

array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given