Общее состояние высшего медицинского образования в России

Начало: 04.07.2012 | Окончание: 31.07.2012


Балалыкин Дмитрий Алексеевич


Дмитрий Алексеевич Балалыкин – доктор медицинских наук, доктор исторических наук, профессор. Российский историк медицины, заведующий кафедрой истории медицины, истории отечества и культурологии Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова.

Мы с нетерпением ждем важного события – 9 июля в библиотеки медицинских вузов и в продажу поступит хрестоматия по истории медицины под редакцией Д.А. Балалыкина. Это первое в России подобное учебное пособие почти за полвека!

Знание истории медицины имеет большое значение для формирования научного мировоззрения и нравственной позиции студентов-медиков. Изучение этой науки является обязательным условием для получения медицинского образования во всех европейских странах.

В хрестоматии представлены источники по истории мировой медицины, начиная с цивилизаций Древнего Востока и заканчивая трудами выдающихся медиков XIX века. Издание дает понятие о путях развития медицинской науки, времени становления ее основополагающих принципов, лечебных практиках разных эпох. Особое внимание уделяется истории отечественной медицины: в хрестоматии собраны выдержки из произведений М.Я. Мудрова, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и других классиков российской науки.

Д. А. Балалыкин – автор более 150 научных работ, в том числе пяти монографий, в области истории хирургии и философских проблем медицины, а также в области историографии церковно-государственных отношений в России в XVII веке; один из ведущих российских историков медицины.

В 1994 году он основал ЗАО «МСМ – МЕДИМПЭКС», компанию, которая занимается внедрением высоких медицинских технологий в отечественную клиническую практику. На сегодняшний день это ведущая российская компания в области лучевой терапии и ядерной медицины в онкологии.


Просмотров: 30034 | Комментариев: 11


Вопросы и ответы:


Вопрос:

дмитрий
почему в москве нигде нет возможности пройти курс "физиология человека"? единственные варианты, которые я смог найти, это дистанционные курсы, связанные с фитнесом. я студент технического института, заинтересован темой искусственного интеллекта, прочитал книгу "об интеллекте" Джеффа Хокинса и Сандра Блейксли захотел больше узнать про анатомию и физиологию, и осознал, что в России единственный вариант получить желаемую информацию, это пойти на второе высшее и отучиться еще 6 лет, просто ради какого-то одного курса. p.s. безусловно, если бы мои знания английского языка позволяли я бы мог пройти обучение в зарубежных местах(есть много в том числе и бесплатных вещей типа coursera.org), но очень разочаровывает данная ситуация



Вопрос:

Лев Сергеевич
Какого рода специалисты нужны для работы на установке "Гамма-нож"? Сколько времени требуется на их подготовку или переквалификацию? Где они могут пройти обучение и получить сертификат?

Ответ:

Балалыкин Дмитрий Алексеевич
Уважаемый Лев Сергеевич,

Как известно, стереотаксическая радиохирургия с применением установки «Гамма Нож» является эффективным и достаточно безопасным методом лечения пациентов с различными видами внутричерепной патологии, позволяющим достигать хороших результатов, при этом сохраняя на высоком уровне качество жизни больных при низкой вероятности развития осложнений. Примечательно, что “Гамма-нож” позволяет проведить лечение целого ряда заболеваний амубулаторно, без анестезиологического, реанимационного и реабилитационного сопровождения.

Однако для обеспечения столь высокой эффективности лечения необходима слаженная работа команды профессионалов, которые, в первую очередь, должны обладать глубокими знаниями и уникальным опытом в области радиологии и стереотаксической радиохирургии. Немаловажное значение имеет работа технических специалистов - инженеров и медицинских физиков.

Медицинские физики являются сегодня весьма уникальными и редкими специалистами, поскольку их работа находится на стыке физики и медицины. Требования к профессии очень высоки. Специальность предполагает сочетание физико-математического образования и дополнительной медицинской подготовки высокого уровня. Медицинский физик должен обладать знаниями в различных областях информатики, электроники и, конечно, физики (ядерная физика, дозиметрия ионизирующих излучений и т. д.). Кроме того, необходимо знание биофизики, физиологии, анатомии, радиобиологии и основных медицинских приложений своей профессии (радиология, онкология, кардиология и др.). Это принципиально важно для того, чтобы разговаривать с врачами на одном языке и более эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Такой специалист работает в паре с врачом. Соответственно, для совместного принятия решений, например в процессе диагностики, он обязан освоить методы и средства медицинской визуализации, а также методы обработки медицинских изображений. Также он должен знать методы и средства предлучевой топометрической подготовки, различные методы физической модификации лучевой терапии и многое, многое другое.

Для повышения квалификации медицинских физиков в этом году, в Москве также начнет свою работу специальный центр на базе МГУ им. Ломоносова и МНИОИ им Герцена, в организации которого также принимает участие наша компания ЗАО "МСМ МЕДИМПЭКС " и ELEKTA Ltd.

Безусловно, для того, чтобы начать работать с “Гамма-ножом” за плечами специалиста должна быть очень серьезная теоретическая база и практический опыт. Перед работой на установке всех специалистов также в обязательном порядке обучает и сертифицирует производитель системы – шведская компания ELEKTA Ltd. (http://www.elekta.com/healthcare-professionals/products/elekta-neuroscience/gamma-knife-surgery.html).

Кроме того, существует гамма-нож сообщество, в котором специалисты со всех стран постоянно встречаются, обмениваются опытом и знаниями (http://www.e-lgks.com/)

Что касается времени, отведенного на подготовку медицинского персонала, здесь всегда стоит подходить индивидуально, и для определения конкретных сроков необходимо понимать, на каком уровне находится тот или иной специалист.



Вопрос:

Алла
Дмитрий Алексеевич, еще год назад были разговоры о создании центра ядерной медицине на Урале, в частности говорилось о возможности установки ускорителя элементарных частиц на базе Уральского федерального университета. Вы не знаете, в какой стадии находится проект? Что вы думаете относительно этой перспективы - я слышала, что есть много противников создания этого центра, которые отмечают минусы, связанные с утилизацией ядерных отходов и т.д. Но ведь есть и плюсы? Очень хотелось бы услышать ваше мнение.


Вопрос:

Мария
Скажите, где можно будет приобрести хрестоматию? Мне, как студентке вуза, это было бы очень интересно и полезно - хочется не библиотечную книгу, а свой собственный экземпляр!

Ответ:

Балалыкин Дмитрий Алексеевич
Ответ: Уважаемая Мария, хрестоматия будет продаваться в Библиоглобусе, Доме книги на Арбате, Молодой гвардии, новом книжном в МДМ.


Вопрос:

Игорь
Скажите пожалуйста, зачем делать историю медицину обязательной частью курса? Как изучение, например, древних текстов может помочь работе в современной больнице?

Ответ:

Балалыкин Дмитрий Алексеевич
Уважаемый Игорь, студенты-медики изучают историю медицины по той же причине, по которой школьники изучают всеобщую историю. Любая история учит нас не повторять уже совершенные кем-то ошибки. Конечно, понятия древних о медицине часто были неверны или уже устарели. Но история медицины - это в первую очередь история борьбы, причем не только с болезнями, но и с предрассудками, запретами, косным окружением, не желающим признавать значимость новых открытий. Также это история решения многих этических проблем, в частности, проблемы «отчуждения врача», понимания его больными как персонажа чуждого и даже враждебного. С таким отношением в равной степени сталкивались как британские врачи в колониальной Индии, так и земские врачи в русской деревне, где любое неудачное медицинское вмешательство понималось как злонамеренное действие и объяснялось в категориях «отравили» или «зарезали». Этим проблемам сотни и тысячи лет, но актуальности они не потеряли.


Вопрос:

Наталья
Дмитрий Алексеевич, очень интересен ход мыслей человека, который, с одной стороны, погружен в историю, а с другой - занимается внедрением инноваций в российскую медицину.


Вопрос:

Татьяна
Недавно Медведев заявил о деградации медицинского образования. Что, на ваш взгляд, надо сделать для повышения его уровня?

Ответ:

Балалыкин Дмитрий Алексеевич
Уважаемая Татьяна, вопрос повышения уровня образования в столь сложной сфере, как медицина, необходимо решать комплексно. Это достаточно глубокий и болезненный вопрос, и в рамках данного ресурса подробно осветить его, к сожалению, не получится. Поэтому я попытаюсь обозначить только самые основные моменты.

Качество медицинского образования - это, прежде всего, задача не только научного сообщества или нашего государства, но и, конечно же, самих студентов. Безусловно, важна достойная финансовая мотивация преподавательского состава, которая позволила бы, в первую очередь, снизить существующий уровень коррупции.

Второй вопрос - это методология преподавания в ВУЗах, сегодня уже назрела необходимость пересмотреть отдельные пункты в образовательной программе. Немаловажно и техническое оснащение университетов, возможность получать не только теоретические знания, но и хотя бы минимальные практические навыки работы с современными высокими медицинскими технологиями. Сегодня зачастую "вчерашние студенты" приходят в клинику и в принципе, не понимают как подойти к тому или иному современному аппарату.

Важен и вопрос личной мотивации человека, решившего связать свою жизнь с медициной, где во главе угла стоят не только глубокие знания и опыт, но и, прежде всего, высокие этические и моральные нормы, осознание собственной ответственности за жизнь других людей. Безусловно, та база, которая закладывается в ВУЗах, играет большую роль в формировании будущих медицинских специалистов, однако, только постоянное самосовершенствование и высокий уровень самомотивации позволит добиться высоких результатов и стать настоящим профессионалом в своем деле. Любая врачебная ошибка может стоить человеческой жизни, и, к примеру, для матери умирающего ребенка такие слова врача как "меня этому не научили в университете" совершенно точно не будут являться оправданием.





array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее