Суслов Валентин Владимирович
Уважаемая Ольга Александровна, Вы на самом деле задали два вопроса. Первый вопрос - часто наблюдаю за своей кошкой, которая сотворила какую-то "шкоду" и делает вид, что это не она. Причем так "обижается" на замечание, всем видом показывая, что ее оговорили. Что касается "шкод" и "обид" – чаще всего это не намеренный обман (точнее – легенда, см. второй вопрос), а следствие недопонимания. Вы и кошка – члены одного коллектива, псевдостаи. Доминируете – устанавливаете иерархию в псевдостае - Вы, но не уверен, что Вы хорошо представляете себе, где должны, с точки зрения кошки, кончаться Ваши полномочия.
Наиболее частая ситуация: Ваша кошка может включать в псевдостаю кошек Ваших соседей и исключать из нее Ваших соседей-людей. Ваш друг-человек отнюдь не всегда друг Вашей кошки. Другой распространенный вариант – если Вы надолго регулярно покидаете квартиру. Вы-то ходите на работу, но с точки зрения кошки доминант временно покинул псевдостаю, предоставив ей, кошке, решать сохранять ли статус субдоминанта или попробовать подняться на ступеньку выше. Поэтому с точки зрения кошки ее хозяин – далеко не всегда идеальный доминант и его нужно поправлять, а то и провоцировать - пробовать на прочность. И если эта проба оказалась не в пользу кошки (“справедливое возмездие” постигло ее в интервале порядка 5-10 минут после “cотворения шкоды“) – она уклоняется от прямого конфликта с доминантом всеми доступными ей средствами, в том числе отводит взгляд (у всех животных прямой взгляд - вызов), начинает умываться (смещенная реакция – способ снять напряжение), мурчать (подчинение, завуалированное социальным близкодействием – агрессия, наоборот, использует поведенческий набор для социального дальнодействия).
Хуже, если животное поворачивается спиной к Вам – это изысканная провокация, животное уже утвердилось в новом статусе настолько, что за него не боится и предлагает Вам подтвердить свой статус, но все же прямой взгляд отсутствует – прямого вызова нет. Впрочем, ограниченность органов чувств человека для домашних животных - далеко не тайна, поэтому животное может избежать конфликта и другим способом – замаскировать “шкоду” от незадачливого двуногого доминанта, но так, чтоб она осталась доступной другим кошкам – пусть и потенциальным, но чтоб знали кто здесь настоящий хозяин.
Хуже, если после “cотворения шкоды“ и Вашей реакцией на нее прошло много времени – больше 5-10 минут. Кошка воспринимает такую Вашу реакцию как немотивированную агрессию. Для территориальных животных метить территорию так же естественно, как для нас, скажем, менять обувь при входе в дом. Вы зашли с улицы, сняли сапоги, а через час Вас за это ругают. Ваша реакция? Поэтому обратите внимание, на обстоятельства “шкоды”.
У меня был случай – я не приглянулся кошке одного моего знакомого. С точки зрения кошки, абсолютным доминантом была его супруга, которая как раз была в отъезде. Поэтому кошка и мой знакомый как раз выясняли отношения (точнее – выясняла кошка, а ее хозяин, пребывая много времени на работе, не мог ей адекватно – немедленно после “cотворения шкоды“ - ответить). А тут еще появился я, нарушив и без того хрупкое равновесие в псевдостае. Количество “шкод” резко увеличилось, причем демонстративно против меня (на территорию, которую занимал я и мои вещи). Когда хозяин ругал кошку за эти “шкоды”, она искренне недоумевала – с ним-то у нее перемирие, все силы она направила против “чужака”. В конце концов, равновесие установилось – кошка согласилась с тем, что я занимаю определенную комнату. Но через какое-то время случилось так, что кошка серьезно заболела, перенесла под общим наркозом операцию, а выхаживать ее в послеоперационный период пришлось мне. После того, как она пришла в себя и впервые замурлыкала на моих руках, все переменилось – абсолютным субдоминантом в глазах кошки стал я. Абсолютным настолько, что мой статус не оспаривался даже после моего долгого отсутствия. В моем присутствии - никаких “шкод” и “обид”.
Второй вопрос - как я считаю, кошки могут лгать?
Существует утверждение, что животные не лгут. Чтобы не впасть в антропоморфизм, давайте определимся с моральными категориями и категориями “по ту сторону добра и зла”: существует ложь, вранье, легенда, экстраполяция и хитрость (можно использовать другие термины, но все равно минимально придется различать пять категорий).
Хитрость – использование обстоятельств в свою пользу,
экстраполяция – поиск и/или реконструкция таковых обстоятельств,
легенда – эмоционально окрашенная реконструкция хода событий по наличным обстоятельствам (в пределе – реконструкция истины или правды, в случае правды в реконструкции участвует не столько эмоция, сколько ее производные – этические и/или эстетические культурные установки),
вранье – искажение истины (для чего ее надо знать),
ложь - искажение правды.
Правда, истина, ход событий – не синонимы, но пересекающиеся понятия. Истина – это как было на самом деле, правда – эмоционально окрашенная (в пределе – этически и эстетически оправданная) истина, т.е. как по справедливости должно быть на самом деле. Если индивида не интересует ни то ни другое – это ход событий. Сомневаюсь, чтобы кошку интересовала, например, история ее появления в Вашей квартире, хотя, строго говоря, у нас нет экспериментальных способов проверить или опровергнуть это мое утверждение. Об истине и правде можно только спросить (в том числе и себя самого). Соответственно, вранье и ложь – исключительно моральные категории, их нельзя проверить в эксперименте. Поэтому мы сейчас пока знаем, что, кроме людей, врать могут шимпанзе и горилла – они сами рассказали и показали на языке глухонемых. Но на этом языке с ними об этике не поговоришь, поэтому лгать способен только человек – других лгущих существ мы просто не знаем.
Напротив, хитрость и экстраполяция - “по ту сторону добра и зла”, свойственны и людям, и животным, причем даже низкоорганизованным: затаиться, спрятаться, напасть из засады может и насекомое. Остается легенда: хотя точные и естественные науки декларируют, что их интересуют только факты, даже математики широко используют такой эмоционально окрашенный неформальный термин, как красота теории, красота доказательства, красота формулы и т.д.. Эмоции – взаимодополнительный к логике способ познания мира и от них никуда не деться (по крайней мере, пока мы не стали всеведущими).
Легенда находится на грани между моральным и внеморальным: грубо говоря, когда мы можем спросить и получить ответ на языке этики и эстетики, легенда оказывается моральной категорией, применимой пока только к людям (Возможно, со временем удастся разговорить и шимпанзе, по крайней мере, рисуют они с удовольствием, значит что-то эстетическое в них есть, но вот беда - еще ни один шимпанзе никогда не правил собственный рисунок, спустя какое-то время. Рисунок кончен и забыт. В отличие от людей). Но легенда оказывается равно применима и к людям, и к животным, когда мы только фиксируем эмоции и их видимые признаки (а это можно сделать в эксперименте). И вот тут оказывается, что кошки (равно как и собаки, медведи – наиболее высоко организованные хищники-интеллектуалы) - великие мастера творить легенду, то есть контролировать или имитировать собственные эмоции, подлаживаясь к партнеру - достаточно вспомнить животных-попрошаек, или играющих животных, кусающих и рычащих понарошку.