ЕГЭ: недостатки и пути совершенствования

Начало: 15.08.2011 | Окончание: 05.09.2011


Пивовар Ефим Иосифович


Ректор РГГУ Е.И. Пивовар родился 15 декабря 1949 г. в Москве. Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, специалист в области отечественной истории XX в., является председателем российского общества историков-архивистов, президентом «Общества дружбы с Азербайджаном», членом комиссии Общественной палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии. Входит в состав Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте РФ, экспертного совета при Комитете Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, в Российско-Украинский Общественно-Консультативный Совет и многих других.

Специалист в области отечественной истории XX в., историографии, теории истории.

Основная проблематика исследований включает отечественную историю XX в., экономическую и социальную историю, источниковедение, историографию, теорию истории.

Просмотров: 31927 | Комментариев: 108


Вопросы и ответы:


Вопрос:

Татьяна
Скажите пожалуйста, как оценивают преподаватели Вашего вуза уровень знаний студентов, зачисленных по результатам ЕГЭ, по сравнению с поступавшими в прошлые годы по результатам вступительных экзаменов?

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович
Трудно делать какие-то обобщения, но я ни разу не слышал, чтобы низкий уровень подготовки того или иного студента связывали именно с ЕГЭ. Общее год от года снижение уровня знаний современных выпускников – это известная проблема. Да и вообще, как известно, «раньше всё было лучше». Это проблема «отцов и детей».



Вопрос:

Дмитрий
Вы много выступаете в прессе с идеями модернизации, которые потом реализуются. Сокращение числа волн приема, упорядочение льготников и олимпиадников, ограничение числа вузов, в которые можно подавать документы. Каковы шансы вашей идеи про портфолио абитуриента и в чем суть этой идеи?

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович
Мне очень лестно, что многие идеи, высказанные нашим университетом или мной в качестве его ректора, не только реализуются, но получают позитивный отклик со стороны общества. Это лишний раз подтверждает, насколько большую роль придают люди вопросам образования, а кроме того, это означает, что руководство отрасли в целом прислушивается к мнению ректорского и вузовского сообществ. Что до портфолио, я думаю, что в той или иной форме это вполне реальная идея.


Вопрос:

Николай Иванович
Ефим Иосифович, у меня к Вам такой вопрос: моя внучка будет поступать в следующем году, и мы рассматриваем РГГУ как один из возможных вариантов. На сайте университета много объявлений о подготовительных курсах и тестированиях. Насколько эти программы помогают будущим студентам, если они все сдают только ЕГЭ? Дают ли они какие-либо преимущества при поступлении?

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович
Преимуществ при поступлении, разумеется, нет. Преимущества имеют либо те категории, которые предусмотрены законодательством, либо победители олимпиад. Но все эти программы могут помочь в подготовке и дать сведения о нынешнем уровне будущего абитуриента, выявить направления на которые нужно обратить большее внимание.


Вопрос:

Яна
Здравствуйте, Ефим Иосифович! Мои родители всегда гордились тем, что получили советское образование - это означало очень высокий уровень подготовленности и профессионализма. После перестройки уровень подготовки специалистов заметно снизился, а сейчас мы полностью отказываемся от нашей системы и переходим на европейскую. С чем, по Вашему мнению, это связано? Настолько ли устарела наша система? Какие главные черты и принципы мы перенимаем у Запада? Оставляем ли что-то свое? Спасибо!

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович
У советской образовательной системы было много достоинств, среди которых широкая фундаментальная подготовка, престиж фундаментальной науки и многие другие. Россия была и остается великой образовательной державой и нашей задачей, конечно, является сохранение достижений советской системы. Но на современном этапе, когда мобильность становится одной из важнейших черт жизни, образовательная сфера должна меняться. Присоединение России к Болонскому процессу, несомненно, дает ряд существенных преимуществ как университетам, так и студентам и преподавателям в сфере интернализации образовательного пространства. Она расширяет мобильность студентов и преподавателей, в частности, по линии академического обмена. Большинство студентов сегодня заинтересованы в том, чтобы пройти часть своего обучения вне стен родного вуза. Это позволяет им приобретать новый опыт, устанавливать контакты с молодыми специалистами других регионов и стран, глубже знакомиться с реалиями изучаемого предмета в рамках темы своего исследования и т.д. Замечательно что у студентов сейчас есть такая возможность, когда семестр, проведенный в Европе, засчитывается студенту в родном вузе. РГГУ в настоящий момент выдает двойные дипломы в рамках магистерских программ с рядом европейских вузов. Назвать этот процесс массовым нельзя, но он идет. С этого года на двухуровневую систему «бакалавр-магистр» перешли практически все специальности в нашем университета.


Вопрос:

Преподаватель русской литературы
Как вы считаете, адекватно ли отражает уровень образованности школьников в области гуманитарных наук такая форма, как ЕГЭ? Применимо ли вообще тестирование как форма оценки знаний по истории, литературе,обществознанию? Дети стали косноязычны, не могут формулировать даже простые мысли. Фактическое устранение литературы ведёт к усугублению проблем нравственного формирования детей. Резко падает общая культура молодёжи.

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович
Я не могу согласиться с утверждением, что современные студенты или школьники не могут сформулировать свои мысли или выразить свое мнение. По крайней мере, по студентам РГГУ этого совсем не скажешь. Современная молодежь, конечно, отличается от нашего поколения, но это не значит, что она хуже или косноязычнее. Они просто другие, живут в век цифровых технологий, обладают такими знаниями и навыками, которыми не владели поколения их родителей и дедов.

Что касается ЕГЭ, то как я уже говорил, во всех гуманитарных дисциплинах ЕГЭ есть части С, выполнение которого заключается в формулировании развернутого письменного ответа в форме эссе или небольшого сочинения. Такая форма контроля знаний позволяет устранить те существенные недостатки, о которых говорит автор вопроса.





array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее