Противохолестериновые микробы

Кишечные бактерии избавляют от холестерина

Кишечные бактерии способны превращать молекулу холестерина в молекулу копростанола, которая не всасывается в кровь и выводится вместе с фекалиями из организма. Такие бактерии есть у многих животных, и несколько лет назад стало известно, что они есть и у человека: сотрудники Броудовского института обнаружили бактериальный фермент, который выполняет превращение холестерина в копростанол. Фермент нашли, анализируя всевозможную ДНК от человеческих кишечных бактерий; тогда же удалось выяснить, что у людей, у которых есть бактерии с этим ферментом, понижен уровень холестерина в крови. Оставался вопрос, какие именно бактерии синтезируют подобные ферменты. И вот недавно те же исследователи опубликовали статью в Cell, в которой пишут, что это бактерии рода Oscillibacter: у них есть ферменты, которые аминокислотной последовательностью и пространственной структурой похожи на тот фермент, который нашли несколькими годами раньше. Если бактериям Oscillibacter предложить холестерин, они его превратят в невсасываемое производное.

Иллюстрация: polaristest / Flickr.com

Противохолестериновых бактерий искали в образцах, взятых более чем у 1400 человек. Все они участвовали в большом медицинском проекте, посвящённом сердечно-сосудистым заболеваниям, и у всех у них регулярно брали анализы на уровень холестерина в крови. У тех, у кого в кишечнике жили Oscillibacter, холестерин был ниже. При этом относительно низкий холестерин сопутствовал и другим видам бактерий. То есть Oscillibacter, скорее всего, не единственные наши защитники от лишнего холестерина, хотя конкретные биохимические механизмы могут быть разные (например, микробы могут выделять какие-нибудь вещества, которые опосредованно блокируют всасывание холестерина, или его расщепление в человеческих тканях, или ещё что-нибудь). Возможно, в будущем у нас появятся бактериальные препараты, благодаря которым наш холестерин всегда будет в норме без всяких специальных диет.