Смертельно-брачный обман

Самки лягушек притворяются мёртвыми, чтобы отделаться от назойливых самцов

Сезон размножения для самок травяных лягушек означает трудные времена: их самцы стремятся спариться с наибольшим числом самок, и самки нередко обнаруживают себя буквально облепленными целой оравой самцов. Это не так смешно, как может показаться: самку могут сильно поранить, а то и вовсе утопить, если она надолго окажется в воде под кучей самцовых тел. (Лягушки могут поглощать кислород кожей, но у них есть также и лёгкие, и без лёгочного дыхания воздухом им не обойтись, особенно, если вода бедна кислородом.)

Травяная лягушка. (Фото: Alexandre Roux / Flickr.com

Но у самок есть некоторые хитрости, которые помогают им избавиться от чересчур назойливых самцов. Во-первых, они имитируют специальный недовольный «квак», который издают самцы, когда с ними пытается спариваться другой самец. Лягушачьи самцы в брачный период пытаются спариваться буквально со всем, что движется, вплоть до жаб и саламандр; что уж говорить про самцов своего же вида. И если самец травяной лягушки чувствует, что его перепутали с самкой, он подаёт сигнал, чтобы на него не тратили время – и этот сигнал, как было сказано, самки умеют имитировать.

Во-вторых, самки притворяются мёртвыми, то есть вытягивают передние и задние лапы и замирают как бы в трупном окоченении. Самец опять же может какое-то время повозиться около такой самки, но, будучи не в состоянии ухватить её поудобнее, быстро отступает. Обычно тактику «притворись мёртвым» животные используют против хищников; самки травяных лягушек – едва ли не первый пример, когда подобным образом пытаются отделаться от ненужного ухажёра.

С другой стороны, сотрудники берлинского Музея естествознания, описавшие эти самочьи уловки в Royal Society Open Science, описывали их по лабораторным экспериментам, в которых самке устраивали встречу с одним самцом за один раз. В природных условиях редко бывает так, чтобы перед самкой крутился только один самец, и вполне возможно, что самки перед лицом группы самцов обманывают их как-то иначе.

травяная лягушка.jpg