«Ископаемые» белки

Древнейшие «ископаемые» белки нашли в Африке и Грузии

Белковые молекулы – не кости, и своих хозяев надолго пережить не могут. Однако время от времени в доисторических останках, бывает, находят вполне сохранившийся белок. (Подчеркнём, что речь идёт не о древних молекулярных структурах, которые переходят из поколения в поколение и от вида к виду, а именно о физически существующей молекуле.) И порой такой белок оказывается настолько хорошо сохранившимся, что его можно даже отсеквенировать, то есть узнать («прочесть») последовательность аминокислот в нём. До сих пор самыми старыми прочитанными белковыми молекулами были те, что нашли на канадском Юконе в останках лошади возрастом 700 000 лет. Но недавно этот рекорд оказался побит: на очередном Международном симпозиуме по биомолекулярной археологии сразу две исследовательские группы сообщили о намного более древних белках возрастом 3,8 и 1,7 млн лет.
Те, что помоложе, были на зубной эмали ископаемых останков лошадей, оленей и носорогов, найденных у грузинского города Дманиси. К настоящему времени удалось прочесть в общей сложности 5000 аминокислот из нескольких разновидностей белковых молекул, и после более подробного их анализа станет ясно, к каким конкретно видам принадлежали эти олени, лошади и носороги, какого они были пола и пр.
Более старые белки обнаружили при раскопках в местности Лаэтоли в Танзании. Местность Лаэтоли известна тем, что тут когда-то обнаружили одни из древнейших отпечатков человеческих ног. Впрочем, «ископаемые» белки нашли на скорлупе страусиных яиц, и к людям они, по-видимому, не имеют никакого отношения. Новые находки позволяет надеяться, что в будущем палеонтологам попадутся и другие белковые молекулы столь же почтенного возраста, которые помогут нам полнее представить, как выглядела жизнь на Земле миллионы лет назад.

(Иллюстрация Nick / www.flickr.com/photos/nick960/5179932192.)