Горячая атмосфера

Астрономы впервые проанализировали состав атмосферы экзопланеты.

Экзопланета 55 Рака е, масса которой почти в 9 раз больше массы Земли, вращается вокруг солнцеподобной звезды 55 Рака А, находящейся от нас на расстоянии порядка 40 световых лет. Она относится к так называемому классу “суперземель” – планет, масса которых в несколько раз больше массы нашей планеты, но при этом ещё недостаточной, чтобы считать её газовым гигантом, вроде наших Юпитера или Сатурна. Эта экзопланета находится очень близко к своей звезде и “год” на 55 Рака е длится всего лишь 17.6 часов.

55 Рака e в представлении художника. Фото: NASA/ESA Hubble Space Telescope

Слишком тесные “отношения” со своим солнцем делают условия на ней едва ли возможными, чтобы там существовала хоть какая-то форма жизни – её атмосфера нагревается до 2000 градусов. Однако это не делает её менее интересной для исследований. То, что 55 Рака е пролетает на фоне своей звезды чаще, чем раз в день, позволило астрономам накопить большой объём спектральных данных с помощью телескопа Hubble. Сопоставляя спектр “экзопланета+звезда” и спектр излучения самой звезды, удалось выделить сигнал, который относится непосредственно к атмосфере самой экзопланеты. Так какие же получились результаты?

В атмосфере 55 Рака е найдены водород и гелий, и не обнаружено следов воды. Зато, правда это требует проверки с помощью более чувствительных приборов, в атмосфере могут быть следы синильной кислоты. Кроме того, что “дышать” цианидами не захочется, наверное, никакому живому организму, это означает ещё и то, что в атмосфере экзопланеты содержится гораздо больше углерода, чем считалось ранее. Так что есть большая вероятность, что сама планета состоит из углерода, например, в форме графита, а может быть и более экзотический вариант – из алмаза.