Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ПО АВСТРАЛИИ НА "СОЛНЕЧНОМ" ВЕЛОСИПЕДЕ

Кандидат технических наук А. ПОПОЛОВ

Каждый год в разных уголках планеты проходят соревнования и смотры "солнечников" - электротранспортных средств с фотоэлектрическими преобразователями энергии (солнечными батареями). В одной из таких гонок - международном трансатлантическом ралли 1999 года участвовал наш автор, давний любитель велоспорта, изобретатель А. С. Пополов. Предлагаем его рассказ об этой интереснейшей многодневной гонке.

Электромобили, электровелосипеды и прочие легкие электротранспортные средства (сокращенно - ЛЭТС) с недавнего времени стали оснащать солнечными батареями. Эти фотоэлектрические преобразователи энергии способны существенно повысить энергоресурс и, соответственно, увеличить запас хода электротранс порта без подзарядки аккумуляторов. Но пока ЛЭТС с солнечными батареями слишком дороги для внедрения в массовое производство. Они лишь проходят широкие испытания во время гонок и ралли.

Ежегодно под эгидой Международной федерации солнцемобилей (ISF) проводится свыше 30 международных и национальных соревнований солнцемобилей и солнечных велосипедов в Европе, Азии, Австралии и США. Осенью 1999 года мне довелось участвовать в самом сложном и наиболее престижном из них - международном ралли по Австралии "World Solar Cycle Rally", которое его устроители назвали "последним великим приключением тысячелетия".

Ралли проходило на автомагистрали Стюартхайвэй, рассекающей континент с севера на юг на две почти равные части. Гонщикам предстояло преодолеть полторы тысячи километров под палящим солнцем по безжизненным пустыням и саваннам центральной Австралии. Через неделю после старта в городке Алис-Спрингс (рукотворном оазисе посреди пустыни, ставшем туристическим центром) ралли финишировало в порту Аделаида на берегу Тихого океана.

В соревновании участвовали солнечные велосипеды - так называемые "гибриды" с традиционным педальным приводом и электрооборудованием в составе мотора, аккумулятора, солнечной батареи и электронного блока управления. Солнечные батареи, преобразующие световой поток в электроэнергию, нужны для того, чтобы заряжать аккумуляторы во время движения и на стоянках.

Путешествуя на солнечном велосипеде, человек затрачивает существенно меньше усилий, чем на обычной педальной веломашине. Это особенно ценно во время езды на большие расстояния, при встречном ветре или подъеме в гору. Однако на австралийском ралли, несмотря на сорокаградусную жару, гонщики в спортивном азарте стремились во что бы то ни стало обойти соперника, при этом им нужно было на максимально продолжительное время растянуть ограниченный ресурс аккумуляторов. Так что по физической нагрузке наши соревнования, думаю, не уступали знаменитой велогонке "Тур де Франс". Согласно техническому регламенту, гонщики должны были достаточно часто, в среднем каждые 30 минут, сменять друг друга. В противном случае в жаркой сухой пустыне у них могло начаться обезвоживание организма, мог случиться сердечный приступ или тепловой удар (в позапрошлом году от него внезапно скончался велогонщик из Мюнхена Вилфрид Байер).

На трансавстралийском ралли были представлены солнечные велосипеды трех категорий. К категории "А" относятся стандартные двухколесные велосипеды с навесным электрооборудованием и солнечными батареями. Невысокая устойчивость этих машин обусловлена большой площадью солнечных модулей (не менее 0,15 м2). Категория "В" объединяет открытые, как правило, оборудованные обтекателем трех- или четырехколесные веломашины с удобным низко расположенным креслом и комбинированным (педальным и электрическим) приводом. В категорию "С" входят такие же велосипеды, как и в категорию "В", но у них полностью закрытый обтекаемый кузов. Площадь солнечных панелей на машинах этих двух категорий может достигать 1,6 м2.

Мой трехколесный Слайд, предназначенный для повседневных поездок, активного отдыха и туризма, выступал в категории "В". Я вообще предпочитаю ездить в открытом экипаже, подставив лицо солнцу, погрузившись в океан красок, запахов и тишины, нарушаемой только пением птиц. В нем чувствуешь себя гораздо ближе к природе, чем внутри тесного, замкнутого со всех сторон кузова, хотя он, конечно, помогает преодолевать сопротивление воздуха.

Переоборудованный специально для этих соревнований электровелосипед Слайд (фото на стр. 50) представлял собой педальный экипаж с изящной рамой из склепанных дюралевых пластин и стальных трубок, удобным эргономичным креслом, задним ведущим и двумя передними управляемыми колесами. В качестве "ноу-хау" на нем были смонтированы солнечная "крыша" из гибких фотоэлектрических модулей из аморфного кремния, выпуск которых первым в Европе недавно освоило совместное российско-американское предприятие Совлакс, а также сконструированное московским изобретателем Виктором Евсеенковым экспериментальное мотор-колесо со встроенными в него тремя электродвигателями постоянного тока с дисковыми печатными якорями (см. "Наука и жизнь" № 8, 1999 г.).

Воскресным утром 18 октября колонна из 26 "солнечников" торжественно проехала по улицам Алис-Спрингса мимо белоснежных отелей, пиццерий, ресторанов, супермаркетов и сувенирных лавок, расположившихся под сенью высоких и стройных пальм, могучих эвкалиптов и неизвестных мне деревьев, усыпанных крупными белыми, розовыми и сиреневыми цветами. По-цыгански пестро одетые чернокожие аборигены, отдыхающие в скверах на траве или прямо на тротуарах, провожали нас любопытными взглядами.

За мостом через пересохшую речку неожиданно открылась желтая равнина, поросшая редким сухим кустарником. По ней уходила на юг к далекому горизонту асфальтовая стрела Стюартхайвэя. Отсюда с минутным интервалом поочередно стартовали солнечные велосипеды. За каждым из них следовала машина сопровождения с предупредительной надписью: "ОСТОРОЖНО! ВПЕРЕДИ СОЛНЕЧНЫЙ ВЕЛОСИПЕД!", которая везла гонщиков-сменщиков. Моими сменщиками были студенты из Мельбурна.

Солнечные велосипеды должны были каждый день проходить по 150-300 километров. Дневной пробег увязывался с местоположением редких населенных пунктов на Стюартхайвэе. Стартовали обычно около девяти часов утра после короткого брифинга, а заканчивалась гонка строго в шесть вечера. Кто не успевал пройти всю дистанцию, грузил свой экипаж в машину сопровождения или на прицеп к ней и ехал к месту финиша. Судьи учитывали километраж и среднюю скорость каждого экипажа.

Вскоре после старта колонна солнечных велосипедов и машин сопровождения растянулась на несколько километров. Более скоростные машины во главе с австралийским Reflex, аэродинамической формой напоминающим кабину планера, и двухколесным швейцарским Velocity ушли далеко вперед. Необкатанные экипажи студентов из Австралии и Малайзии в первый день ралли замучили мелкие неполадки. А велосипед Solar rider из США из-за отказа управляющего компьютера так и остался за стартовой чертой. Неисправность удалось устранить лишь на следующий день.

Мой Слайд после успешного старта в Алис-Спрингсе резво бежал по пустынной автостраде, обгоняемый лишь попутными автомобилями. Над ним развевался на ветру трехцветный российский флаг, уже побывавший со мной на трех континентах. Он не только демонстрировал участие России в соревновании, но и помогал определять направление ветра, что немаловажно при выборе оптимального режима движения.

На начальном участке пути почти не было тяжелых подъемов. При интенсивной работе педалями солнечный велосипед развивал скорость 35-40 километров в час. Но по мере продвижения к югу приходилось преодолевать все более крутые подъемы и спуски. Горячий воздух становился все суше, растительность менялась на совсем низкорослую и скудную, окружающая равнина представлялась все более красной и плоской. Справа и слева от дороги, искрясь на солнце, проплывали цепочки пересохших соленых озер. На придорожных обочинах встречались сбитые автомобилями кенгуру. Над ними кружили хищные птицы.

На третий день гонки после ночлега в Марле "солнечники" пересекли сжигаемую солнцем безжизненную пустыню. Беспорядочно разбросанные голубовато-серые терриконы шахт, где добывают знаменитые австралийские опалы, придавали ей черты лунного ландшафта. К вечеру караван солнечных велосипедов прибыл в горняцкий поселок Кубер-Педи. Там мы увидели удивительную картину: дома жителей поселка располагались ниже уровня земли - это спасало от палящего солнца. Приезжие могли переночевать в подземном отеле, купить опалы в подземном ювелирном магазине, посетить подземный ресторан и подземный плавательный бассейн. Вечером хлебосольный мэр Кубер-Педи устроил в честь солнцегонщиков щедрое "барбекю" с сочными бифштексами, поджаренными сосисками и холодным пивом и наградил отличившиеся в этот день команды местными сувенирами.

Участники ралли останавливались на ночлег в караван-парках, которые на Стюартхайвэе заменяют придорожные мотели. Караван-парк в австралийской пустыне - это огороженная территория с освещенными автостоянками, коттеджами для проживания автотуристов, а чаще - с длинными одноэтажными гостиница- ми, построенными из одинаковых кирпичных блоков. Чтобы меньше платить за ночлег, можно поставить палатку рядом с автомобилем или переночевать в спальнике на лужайке, полюбовавшись на сон грядущий непривычной картиной звездного неба Южного полушария и падающими метеоритами.

В каждом караван-парке есть белокафельные душевые с горячей и холодной водой и такие же туалеты (между прочим, с неограниченным запасом туалетной бумаги), общие кухни с газовыми плитами и холодильниками, прачечные. Почти везде работают открытые бассейны, магазины и сувенирные киоски. На каждой автостоянке - фонтанчик с питьевой водой, водопроводный кран и комплект электрических розеток, так необходимых участникам ралли для зарядки аккумуляторных батарей.

На подходе к порту Августа почувствовалось приближение океана. Подул свежий солоноватый ветерок, а в голубом небе возникли почти забытые нами облака. Окружающий пейзаж постепенно менялся. Появились деревья, за изгородями из колючей проволоки паслись огромные отары овец. Местность становилась пересеченной. Слайд медленно взбирался с холма на холм. Я и мои помощники вынуждены были сменять друг друга через каждые 15 минут. Зато на затяжных спусках машина разгонялась до 60 километров в час. Последняя ночевка среди волновавшихся под легким ветерком пшеничных полей оказалась неожиданно прохладной. Измученным жарой гонщикам впервые удалось по-настоящему крепко заснуть.

На следующий день, 25 октября, ралли финишировало в парке Бонитон в центре многолюдной Аделаиды. Хотя мой Слайд и не был скоростным экипажем, благодаря его надежности, а также выносливости и упорству солнцегонщиков мы заняли третье призовое место.

Участие в трансавстралийской гонке "солнечников" в который раз убедило меня в том, что апробированная на многодневных "брейнралли" новая техника может дать человечеству высокую мобильность и комфорт, сохранив для будущих поколений чистый воздух, прозрачную воду и цветущую Землю.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Путевые заметки»

Детальное описание иллюстрации

Швейцарский электровелосипед Velocity (на фото без солнечного модуля) прошел трассу ралли за 32 часа со средней скоростью 41,1 км/ч; мощность электродвигателя 200 Вт, энергопотребление около 1 кВт.ч/100 км пробега, время зарядки никель-кадмие-вой аккумуляторной батареи 2-3 часа.
Трехколесный электровелосипед Слайд (Россия) с мотор-колесом В. Евсеенкова мощностью 720 Вт, напряжением 36 В и герметичной свинцово-кислотной аккумуляторной батареей емкостью 6,5 а.ч; на заднем плане солнечная "крыша" из трех гибких модулей номинальной мощностью 90 Вт.