ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ И УРОЖАЙ

Анатолий ОНЕГОВ.

Почва - необычайно сложный и, скорее всего, еще совсем не постигнутый нами мир.
Тучные черноземы - настоящее богатство страны. На их образование уходят столетия.
Подзолистая почва (от слова "подзол" - зола) - кислая неплодородная почва.
Три основных горизонта почвы.
В почве наряду с растениями обитает множество живых организмов.
Определение механического состава почвы.

От чего больше всего зависит наша с вами жизнь, судьба нашего народа, государства - от результатов зоологической экспедиции, занятой поисками новых видов тех же позвоночных, или от более-менее точных знаний жизни почвенных микроорганизмов, которые и несут основную ответственность за сохранение плодородия почвы? О том, сколь далеки мы от знаний жизни почвы, можно судить хотя бы по тому, какие споры ведутся подчас вокруг тех же огородных грядок. Многие ли из вас могут твердо сказать: перекапывать или не перекапывать регулярно грядки, держать ли приствольные круги яблонь чистыми от сорняков или их можно задернить? Чаще всего мы просто держимся привычки, доставшейся нам в наследство от кого-то другого, и не вникаем в суть дела, и уж никак не вспоминаем про какие-то там микроорганизмы. А такие микроорганизмы обитают как раз в верхнем слое земли, который принято называть почвой, и занимаются постоянной переработкой органического вещества (остатков растений) в неорганические соединения, доступные для овощных культур, ягодных кустов и плодовых деревьев.

Упрощенно жизнь микроорганизмов, перерабатывающих в верхнем слое земли различные органические остатки, можно представить в виде такого цикла. Растения развиваются, получая из почвы различные минеральные соединения и добывая из воздуха углерод. Углерод, как вы должны помнить еще со школьных времен, различные культуры получают в процессе фотосинтеза: углекислый газ разлагается на углерод и кислород - кислород возвращается в атмосферу, а углерод идет на строительство тканей живых растений. Углерод атмосферы и минеральные соли, добытые растениями из почвы, образуют органические, не растворимые в воде соединения - они-то и являются теми кирпичиками, из которых растения и выстраивают свои ткани. Но вот растения отживают положенный им срок, корни их остаются в почве, а стебли и листья попадают на землю. Почти тут же к этим органическим остаткам направляются почвенные микроорганизмы и принимаются за привычное дело: перерабатывать органические, не растворимые в воде соединения в растворимые минеральные, а поэтому доступные овощным культурам, ягодным кустам и плодовым деревьям. Если почвенных микроорганизмов много и условия подходящие, процесс переработки органических соединений в неорганические идет очень быстро.

Итак, микроорганизмы создают в почве для будущих растений запасы питательных веществ. Но жизнь этих крошечных трудяг коротка, и, отжив свое, они отмирают целыми колониями, образуя небольшие комочки почвы самой различной формы с песчинками, кусочками глины и различными растительными остатками. Комочки эти обычно темного цвета и придают плодородной почве особый густой цвет. Когда их много, почва кажется чуть маслянистой на ощупь, и о ней обычно говорят, что она жирная, богатая питательными веществами.

Соприкасаются комочки друг с другом не плотно, образуя между собой коридорчики, доступные для воды и воздуха. О почве, имеющей такой вид, говорят, что она обладает хорошей водо- и воздухопроницаемой структурой. В такой почве не застаивается вода, в ней легко живется корням растений.

Почва с хорошей водо- и воздухопроницаемой структурой обычно бывает там, где она задернена. Вот почему я и придерживаюсь правила: не перекапывать почву вокруг своих яблонь и ягодных кустов - перекопанные приствольные круги помимо других недостатков (разумеется, есть и достоинства) требуют постоянного внимания, такую почву следует частенько рыхлить, особенно после дождя и полива, чтобы она не затягивалась коркой, нарушающей воздухообмен в почве. Приствольные круги в своем саду я, разумеется, и не рыхлю - вода тут никогда не застаивается и воздухообмен происходит нормально. Конечно, сорные травы появляются и в моем саду, отбирая у ягодных кустов и плодовых деревьев часть питательных веществ, но я мирюсь с этим, а чтобы приствольные круги не зарастали совсем, раза два за лето скашиваю поднявшиеся было травы и оставляю их тут же, то есть мульчирую землю, укрывая ее от солнца и снабжая почвенные микроорганизмы питанием. А вот осенью, чтобы было потеплей, укладываю вокруг кустов и яблонь небольшим слоем полуперепревший навоз или хороший компост. Зимой это удобрение будет оберегать их от холода, а весной, кроме главной задачи - подкормить сад, сдержит в росте сорные травы и замульчирует почву.

Хорошая воздухопроницаемость почвы необходима не только растениям, которые выращивают в саду и на огороде. В кислороде воздуха нуждаются и сами почвенные микроорганизмы, занятые переработкой органических остатков. Называются эти почвенные микроорганизмы аэробными. Во время своей работы они дышат: потребляют кислород и выделяют углекислый газ, который по тем же коридорчикам в почве отводится наружу и используется растениями, занятыми фотосинтезом. При отсутствии кислорода аэробные бактерии гибнут.

Давайте вспомним, как поступает садовод, выращивающий ранние овощи в парнике. Еще с осени заготовлен у него навоз. Сложен в кучу и прикрыт от дождя, а часто еще и утеплен на зиму. В куче навоз слеживается и сохраняется почти в первозданном виде. Но вот приходит пора набивать им парники, садовод снимает с кучи все укрытия и принимается ворошить ее вилами или лопатой - он приподнимает слои навоза и открывает внутрь путь воздуху. Точно так же поступает он и в последующие дни, пока куча как следует не разогреется. Что же происходит? Воздух попадает внутрь слежавшегося навоза и вызывает к жизни сохранившиеся там аэробные бактерии, и они, усиленно размножаясь, сразу принимаются за работу. Разогрев навозной кучи, тепло, выделяемое удобрением, - это и есть результат деятельности аэробных бактерий.

Далее разогретый как следует навоз перекладывают на дно парника, сверху укладывают на него плодородную землю и высевают семена. Так в тепле, в избытке углекислого газа, выделяемого работающими аэробными микроорганизмами, и растут овощи. Но вот собран урожай, парник уже не дает прежнего тепла, навоз остывает, и плодородная почва вместе с навозом из парника удаляется. Но прежнего навоза в нем уже нет, он перегорел, перепрел, превратился в маслянистый жирный перегной густого темного цвета с хорошей структурой - результат двух-трехмесячной работы аэробных микроорганизмов.

Есть в почве и другие микроорганизмы - анаэробные бактерии, которые обходятся без кислорода воздуха. Они тоже заняты переработкой органических остатков в минеральные соединения, но делают это куда медленнее, чем их аэробные собратья. Пример работы анаэробных микроорганизмов - торф на дне болота, на образование его уходит очень много времени. Есть анаэробные микроорганизмы и в навозной куче, заготовленной для парника. Они живут там круглый год, не требуя кислорода воздуха, но результаты их труда за столь короткий для них срок отметить, увы, нельзя. Заметны они будут лишь через несколько лет.

А теперь давайте задумаемся, как сохранить структуру почвы, созданную почвенными микроорганизмами. Если почва задернена, она укрыта сверху упругим дерном. На такой земле не останется следа от сапога, не сомнутся перегнойные комочки, не слипнутся в плотную массу поры-коридорчики, по которым перемещаются воздух и вода. Без дерна плодородный слой почвы остается без естественной защиты. Вот почему ни один уважающий свою землю садовод не наступит на свою грядку ногой. Для перемещения по живой земле (при перекапывании грядок, посадке) под рукой должна быть широкая доска, длиной в ширину грядки - только на нее и можно наступать во время работы, так вы не нанесете своей земле ран.

Потеря почвой своей структуры, то есть превращение ее в безжизненный грунт, давно известна и науке и практике - живая земля гибнет под каблуками обуви и тем более под колесами трактора. Достаточно тяжелому трактору раз семь-восемь проехать взад-вперед даже по лугу, к тому же не очень увлажненному, где плодородный слой вроде бы и защищен слоем дерна, и почва полностью теряет свою прежнюю структуру.

Мне еще посчастливилось знать то время, когда почти каждый хозяин своей земли помнил, что приносит урожай только живая земля. Я наблюдал и не раз (было это на Русском Севере, в Архангельской области), как на приусадебный участок, вспаханный и приготовленный к посеву, выходил человек с лукошком зерна и в больших, широких лаптях. Он медленно и осторожно передвигался по пашне, разбрасывая семена. Лапти эти надевались только во время сева.

Три основных горизонта почвы: горизонт А - верхний слой, в нем находится большая часть органики как живой, так и мертвой, в том числе опавшие, перегнивающие листья и стебли, простейшие микроорганизмы, насекомые, земляные черви; горизонт Б - слой накопления, в нем задерживаются окислы железа, частицы глинозема и некоторое количество органики, которая попадает сюда с водой из горизонта А; горизонт В - обломки материнской породы и минералов, из которых образуется почва верхних горизонтов.
Определение механического состава почвы. Комочек почвы увлажняют до тестообразного состояния, затем раскатывают в ладонях, с первого раза это может не получиться. Тут, как говорится, надо "набить руку" в прямом и переносном смысле этого слова. Определение механического состава почвы приведено в таблице.
Почвы бывают разные. Специалисты выделяют примерно десяток основных ее видов и сотни разновидностей. Если говорить упрощенно, то есть две главные составляющие почвы - глина и песок. Каждая из них отличается размерами частиц. Мельчайшие - глинистые, самые крупные - песчаные, частицы промежуточной размерности - ил. Суглинок - почва, состоящая из частиц всех трех видов. Как правило, она относится к наиболее плодородному типу почвы, хотя степень плодородия зависит от содержания в ней гумуса, или перегноя. Как улучшить состав почвы, показано в таблице.