1600 ЗАДАЧ ДЛЯ УРАЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

А. ГРАМОЛИН.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Средне-Уральское книжное издательство "Новое время" выпустило в свет книгу "Свердловские математические олимпиады" (г. Екатеринбург, 2006), подготовленную к печати Институтом математики и механики Уральского отделения РАН. Авторы-составители: С. Э. Нохрин, Е. Г. Пыткеев, В. Т. Шевалдин. В издание включено более 1600 математических задач, предлагавшихся на олимпиадах за последние 40 лет.

Международное олимпийское математическое движение родилось в Будапеште в 1894 году, когда Венгерское физико-математическое общество приняло решение об организации соревнований для выпускников гимназий, и эти состязания стали традиционными.

Первая московская олимпиада состоялась в 1935 году по инициативе Московского математического общества. Председатель комитета той олимпиады академик П. С. Александров назвал олимпиады одной из наиболее действенных форм помощи самым молодым дарованиям.

Уральский государственный университет провел первую свердловскую областную математическую олимпиаду в 1936 году. Ее организаторами были молодые преподаватели университета А. А. Меленцов и А. Н. Тулайков, впоследствии ставшие профессорами, докторами физико-математических наук.

С 1961 года олимпиады школьников стали ежегодными. Помощь уральским олимпиадам неизменно оказывают ученые Института математики и механики УрО РАН и Уральского университета. Архивы олимпийских задач, положенных в основу книги, удалось сберечь научным сотрудникам института и университетским преподавателям.

По мнению одного из авторов-составителей, доктора физико-математических наук В. Т. Шевалдина, "целью олимпиад является привлечение новых сил в российскую науку. Задачи в большинстве своем представляют творческое наследие известных уральских математиков, звучат необычно, и каждая из них бросает вызов молодому уму, провоцирует нестандартные подходы к решению".

В книге приведен любопытный комментарий профессора С. Б. Стечкина, основателя и первого директора Института математики и механики, к процессу поиска решения. Комментарий, на наш взгляд, имеет серьезное методологическое значение для тех, кто пытается овладеть новой проблемой: "После того как вы начали решать задачу, через некоторый промежуток времени (момент пресыщения) она становится вам отвратительна. Тогда вы должны прекратить думать над ней, записать все полученные к этому времени результаты (даже самые незначительные) и на время бросить эту задачу и начать думать над другой. Через некоторое время опять возвращайтесь к решению первой задачи. И не забудьте проверить, осталось ли вам очевидным то, о чем вы писали: "Очевидно, что..."

Победители свердловской областной математической олимпиады 2006 года, состоявшейся совсем недавно, получили книгу в качестве приза. Сегодня школьники - победители олимпиады имеют право поступать без сдачи экзамена по математике на математико-механический факультет Уральского университета, где стабильно сохраняется высокий конкурс - до 25 человек на место.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Маленькие рецензии. Новые книги»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее