В суровые годы Великой Отечественной войны, когда над нашей страной нависла смертельная опасность, Советские Вооруженные Силы отстояли честь, свободу и независимость социалистической Родины, сыграли решающую роль в освобождении многих народов Европы, и Азии от фашистского и империалистического порабощения, снискали уважение всего прогрессивного человечества.
Из Приветствия Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, и Совета Министров СССР воинам героических Вооруженных Сил Советского Союза.
«Правда», 24 февраля 1968 года.
В самые тяжелые дни второй мировой войны взоры всего мира с великой надеждой были обращены к советскому солдату. Народы, попавшие под иго гитлеровских захватчиков, и те, кому оно угрожало, смотрели на воинов первой социалистической державы, как на силу, способную уничтожить полчища оккупантов. Время, и события показали, что люди не ошиблись в этих своих самых глубоких чаяниях.
Едва ли в истории человечества можно подобрать аналогию славному подвигу советского народа. Он не только покарал и разгромил врага на земле своей Родины, но, и вызволил из фашистской неволи многие народы на двух континентах земного шара.
Долог будет даже простой перечень стран народам которых подал тогда руку помощи советский воин-освободитель. В нем значатся государства Европы Польша, Румыния, Чехословакия, Норвегия, Болгария, Югославия, Венгрия, Австрия. Был советский солдат и на датском острове Борнхольм, а закончил войну в Европе, дойдя до самого центра Германии. В интересах помощи трудовым народам Китая, и Кореи он преодолел Восточно-Маньчжурские горы и Большой Хинган, переплыл широкие морские просторы. И все это с жестокими боями,
Предлагаем читателям нашего журнала отрывок из статьи генерала армии С. Л1 Штемеико. с 1943 года, и до конца войны занимавшего пост начальника оперативного управления Генштаба. Полностью статья будет опубликована в № 5 «Военно-исторического журнала»
в постоянной борьбе против сильного и коварного врага.
Масштабы освободительного похода Советских Вооруженных Сил способны поразить самое пылкое воображение.
Достаточно назвать такие операции наших войск, как Белорусская, Ясско-Кишиневская, Висло-Одерская, Нижне и Верхне-Силезские, Берлинская в Европе, Квантунская, как она тогда называлась, в Азии, которые являются крупнейшими по размаху, и вошли в историю, как образец военного искусства. В общем комплексе с ними проводились Белградская, Будапештская, Венская, Восточно-Померанская, Восточно-Прусская, Пражская и другие. Для решения задач в этих операциях были привлечены многомиллионные армии, и колоссальное количество вооружения и техники. Достаточно сказать, например, что для наступления на Берлин Советское командование сосредоточило 2,5 миллиона человек, более 42 тысяч орудий, и минометов, свыше 6,2 тысячи танков и самоходно-артиллерийских орудий, 8 300 боевых самолетов, и в их числе 800 самолетов авиации дальнего действия.
Но, как известно, не в этом изумительном размахе состояло то главное, что выделяло освободительную миссию советского солдата. Выделяла же или, лучше сказать, возвышала эту миссию прежде всего ее острая антифашистская направленность, глубокая последовательность проведения в жизнь ленинских принципов интернационализма, заложенных Коммунистической партией в фундамент строительства Советского государства и его армии. Все знают, что принципы интернационализма воплощались в практической помощи народам, борющимся за свободу, национальную независимость, и социализм. Они не были секретом Советской власти, а являлись законом ее существования и развития.
Дальний, и трудный путь наших воинов был предначертан Великим Октябрем и предписан им самой жизнью. Война против фашизма решала судьбу нашей Родины, но вместе с тем она предопределяла, и будущее всего мира.
Почувствовав близкую руку боевого друга, зарубежные народы в большинстве освобождаемых стран не останавливались перед подвигом и вели борьбу, чтобы облегчить выполнение нашей трудной задачи, и тем ускорить освобождение своей страны. Действия советских войск, как правило, опирались на реальную поддержку трудовых масс - это, и партизанская, и подпольная борьба, и движение Сопротивления, а в отдельных государствах, и совместные с вами операции регулярных вооруженных сил. Боевым товарищем, и братом нашего солдата был воин Войска Польского, Чехословацкой армии, Народно-освободительной армии Югославии, и под конец войны - Румынии, Болгарии, Венгрии, и Народно-освободительной армии Китая, Монголии.
Одним из ярких выражений единства трудовых масс освобождаемых нами стран с наступающей Красной Армией были народные вооруженные восстания.
Перед тем, как сделать шаг по пути освобождения той или иной страны, немало чувств обуревало всех советских людей. И мы в Генштабе не могли не волноваться, когда первый советский солдат готовился вступить на землю за Прутом, а затем за Бугом. Через три года с начала войны никто не забыл, как невыносимо скорбны были те дни, когда войска Красной Армии отходили с этих рубежей в глубь страны под напором врага. Нельзя было выжечь из памяти, и зверств фашистов на временно захваченной ими советской земле. На нашей земле еще не развеялся горький дым пожарищ, зажженных незваными пришельцами, белели отмытые дождями руины сел, и городов. Кто мог забыть осиротевших детей!
Немало раздумий было тогда по этому поводу у Генерального штаба, и Главного политического управления. Перед ними стояла задача обеспечить правильное выполнение Советской Армией ее великой миссии за рубежом родной страны. Это было не только весьма деликатным, но, и очень сложным делом, поскольку многие страны, в том числе королевская Румыния, хортистская Венгрия, были союзницами гитлеровского рейха, и соучастницами его преступлений.
В каждой из этих стран были свои особенные, и очень трудные условия для деятельности демократических сил. Невыносимыми эти условия были для коммунистов, которые, по сути дела, находились вне закона, и работали подпольно. Тем не менее, как нам известно, даже в Румынии, страдавшей под пятой военной диктатуры И. Антонеску, и фактически оккупированной фашистской Германией, коммунистам удалось к началу мая 1944 года сколотить единый фронт с социал-демократами против фашизма. Повсюду коммунистам приходилось проводить тонкую политику в отношении объединения антигитлеровских сил, в том числе, и буржуазных партий, которым были чужды цели социализма.
Генштаб в, какой-то степени тоже должен был учитывать все эти сложные политические вопросы, и складывающуюся ситуацию в той или иной стране. Таким образом, для нас, генштабистов, появился новый элемент, с которым мы обязаны были считаться, и нам не один раз напоминали в Ставке об этих новых условиях, об особой важности, выполняемой фронтами политической задачи.
Наряду с военной подготовкой освободительной миссии принимались, и дипломатические меры, расшатывающие гитлеровскую коалицию. Еще 13 мая 1944 года правительства Советского Союза, Великобритании, и США обратились к Венгрии, Румынии, Болгарии, и Финляндии с заявлением. Они обратили внимание правительств этих стран на то, что их нынешняя политика существенно укрепляет силу германской военной машины. Было заявлено, что эти страны могут сократить срок борьбы в Европе, уменьшить собственные жертвы, и содействовать победе союзников тем, что они выйдут из войны, и прекратят пагубное сотрудничество с Германией, развернут сопротивление нацистским силам всеми возможными средствами. Страны-сателлиты предупреждались, что нужно уже сейчас решить, намерены ли они упорствовать в их нынешней безнадежной, и гибельной политике или они думают внести вклад в общую победу союзников, и тем самым избежать ответственности или уменьшить ее размеры за участие в войне на стороне Германии.
Этот шаг союзных держав имел большой политический, и практический эффект. Так, например, автору этих строк пришлось принимать участие в переговорах с делегацией финского правительства об условиях, и порядке выхода Финляндии из войны. С нашей стороны переговоры возглавлял В. М. Молотов, с финской - министр иностранных дел К. Энкель. Соглашение о перемирии с Финляндией было подписано 19 сентября 1944 года.
С памятных дней конца марта 1944 года, когда отдельные участки государственной границы СССР вновь стали нашими, Советское Верховное Главнокомандование приняло ряд неотложных мер. Оно готовило командование, и политические органы к деятельности на территории страны, куда вот-вот должны были вступить войска. Была определена, и линия поведения относительно местных властей. Советские воины громили врага на территории страны, опираясь на законы военного времени, не ущемляя в то же время прав национальной власти в области внутренних дел. Кроме того, проводилась работа, которая обеспечивала правильное поведение советских военнослужащих за рубежом.
Важной чертой миссии Советских Вооруженных Сил была, как уже упоминалось, всесторонняя помощь народам освобожденных стран.
Об этой помощи много писали, и говорили. Поэтому приведу только некоторые из широко известных, но далеко не полных данных относительно вооружения, боевой техники, и других материальных средств, переданных войскам освобожденных государств Европы за время Великой Отечественной войны. Мы передали винтовок, и карабинов более 495 тысяч, пистолетов-пулеметов - более 174 тысяч, пулеметов всех типов - свыше 40,5 тысячи, минометов, и орудий разных калибров - 16,5 тысячи, самолетов всех видов - 1 476, автомобилей грузовых - почти 12,5 тысячи, танков, и самоходно-артиллерийских установок - 884, много средств связи, инженерной техники, химического, и вещевого имущества, горюче-смазочных материалов и, конечно, боеприпасов. Шинелей - дорогой сердцу солдата одежды - выдано 654 тысячи штук. Кроме того, очень многое - продовольствие, например, медикаменты - передавалось непосредственно населению, и в приведенных ниже данных не учтено. Напомню, что в связи с просьбой польского правительства, которое находилось тогда временно в Люблине, в разные районы страны по «зеленой улице» доставлялись самые необходимые грузы в Прагу (так называется одно из предместий Варшавы) в конце сентября 1944 года пошли медикаменты, и 10 тысяч тонн муки, специально выделенной для этого предместья, и прилегающего района. В последующем в Катовицы было направлено столько же муки, и 5 тысяч тонн сахара. В Краков подвезли 5 тысяч тонн муки, и 2 тысячи тонн сахара, в Ченстохов, и Кельцы - по 1 тысяче тони сахара. До конца 1945 года только от 1-го Белорусского фронта, и Группы советских войск в Германии земледельцы Польши получили свыше 138 тысяч тонн зерна, и тягло. В распоряжение народной власти были переданы скот, запасы продовольствия, и фуража, продукция урожая, оставленные бежавшими немецкими, и другими буржуазными владельцами.
Чтобы хоть, как-то наладить связь, и транспорт страны, наше командование передало польской администрации самолеты, автомашины. Советские войска восстановили более 4 тысяч километров железных дорог, более 12 тысяч километров железнодорожной связи. Короче говоря, между органами управления, созданными Польским комитетом национального освобождения, и советскими войсками, установились те подлинно человеческие отношения товарищей по оружию, и братьев, которые в апреле 1945 года получили выражение в Договоре о дружбе, взаимной помощи, и послевоенном сотрудничестве между СССР, и Польской республикой.
Была помощь, и другого рода. Приходилось на землях Польши освобождать из-под госпиталей школьные помещения для белоголовых, и босоногих ребятишек, помогать создавать, и печатать буквари. Много хлопот было относительно организации больниц, и выделения им медикаментов. Все это было необходимым, и неотложным (все мы помним, что гитлеровская политика была направлена на истребление поляков). Приходилось поэтому прилагать большие усилия, чтобы, как-то наладить здравоохранение, и возродить жизнь на истерзанной фашизмом земле.
Но дружбу не всегда можно измерить в цифрах. Как, скажем, оценить спасение культурных богатств польского народа, сосредоточенных в Кракове ведь советские войска освобождали город, намеренно не проводя артиллерийской подготовки, чтобы не разрушить архитектурные, и другие памятники древней столицы Польши. 1-й Украинский фронт Маршала Советского Союза И. С. Конева получил категорическое приказание Ставки Верховного Главнокомандования наступать таким образом, чтобы сохранить Силезский промышленный район для польского государства. Советский воин выполнил боевую задачу, передав по назначению работающие заводы.
Большая часть освобожденных от фашизма или японского империализма стран получила от СССР финансовую поддержку в виде займов, без чего они не могли восстановить хозяйство, и организовать относительно нормальную жизнь.
...Ныне несокрушимое боевое братство социалистических стран Европы, объединенных Варшавским Договором, вот уже 15 лет стоит на страже мирного труда. Оно, это братство, в новых исторических условиях не забывает о годах прошлой войны, и освободительном подвиге советского солдата за рубежом родной страны. Совместно пролитая кровь, общие политические цели, и задачи строительства социализма цементируют наш союз. Мы сплоченными рядами идем вперед под руководством марксистско-ленинских партий - испытанного рулевого, твердо знающего дорогу к светлому коммунистическому будущему.
Долгие годы после победы мы восстанавливали разрушенное, возводили на горьких пепелищах новые жилища, заводы, школы, возделывали пашни - работали не переводя дыхания. И лишь потом, отерев пот, огляделись, и поняли то великое, что сделали в годы войны для себя, и своих зарубежных братьев. Не могу подобрать иного слова, как гордость в самом лучшем его смысле за все то, что совершено под непобедимым знаменем великого Ленина, и созданной им Коммунистической партии Советского Союза.

