№02 февраль 2026

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

На повестке дня - решение иммунологических проблем

Ф. БАЛЛЮЗЕК, докт. мед. наук

Сейчас во многих странах активизировались работы по трансплантациям тканей и органов. Поэтому естественно, что решение иммунологических проблем занимает одно из ведущих мест в медицинской науке. Главная задача иммунологов - заставить организм реципиента не отторгать пересаженный ему орган или трансплантированную ткань. Ведь, как известно, мудро устроенный организм борется со всем чужеродным, «не понимая», что трансплантированный орган служит ему на пользу.

     Иммунитет означает невосприимчивость, нетерпимость организма к врагам. Но обычно в науке рассматривается не абсолютная невосприимчивость организма, а степень его устойчивости к той или иной инфекции - так называемая степень резистентности.

     Иммунология, занимаясь изучением реакций организма на атаки паразитов, изучает, и проблемы отторжения трансплантированных органов и тканей.

     Как известно, в крови человека, и животных в ответ на попадание в организм чужеродного вещества вырабатываются антитела, обладающие защитной Функцией.

     В свою очередь, вещества, вызывающие выработку антител, называются антигенами.

     Механизм образования антител до настоящего времени еще не ясен. Существует целый ряд теорий, каждая из них в, какой-то степени пытается объяснить этот процесс, но все они уязвимы. В одном лишь они сходны антитела - это белки. Есть предположение, что образование антител - это одна из фаз непрерывного физиологического процесса, направленного на образование специфических белков крови - гамма-глобулинов.

     Сегодня ученые стремятся подавить иммунитет реципиента таким образом, чтобы его организм «терпел» пересаженную ткань. Подавить иммунитет можно с помощью химических веществ. Например, препарат из исключительно ядовитого вещества иприта - азотистый иприт - подавляет образование антител. Широко известны для этой цели такие гормональные препараты, как кортикостероиды. Введенные в определенных дозах, они резко снижают резистентность организма. Подавляет образование антител в организме и рентгеновское облучение. Но, подавляя иммунитет, и «приживляя» пересаженный орган, врачи обрекают пациента на сложную жизнь - он остается беззащитным любая, самая безобидная инфекция для него губительна.

     Продолжая изучать механизмы иммунитета, ученые выдвинули теорию трансплантационного иммунитета. Иными словами, они предположили, что в организме человека и животных должна существовать система, которая «заведует» исключительно отторжением чужеродной ткани. Теория подтвердилась. И тогда иммунологи разработали сыворотку, которая угнетает этот трансплантационный иммунитет. Это так называемая антилимфоцитарная сыворотка. О ней уже рассказывалось на страницах журнала.

     Казалось бы, проблема близка к разрешению. И доказательством в определенное время были конкретные примеры доктор Филипп Блайберг, перенесший трансплантацию сердца, мог не бояться банальных инфекций, и вести нормальный образ жизни. Но, к сожалению, решение проблемы оказалось видимым. Дело в том, что уничтожать лимфоциты, «заведующие» тканевым иммунитетом, надо очень и очень умело один из пациентов профессора Кристиана Бернарда погиб от воспаления почек, вызванного неточным применением анти-лимфоцитарной сыворотки. Такой же случай произошел в США, в клинике профессора Белла больной после трансплантации легкого умер из-за сывороточной болезни, к которой присовокупилась, и инфекция.

     Гостем Международного конгресса трансфузиологов в Москве был профессор Мартин Бота - известный ученый, иммунолог госпиталя «Хрооте Схюр», где была проведена первая в мире трансплантация сердца у человека. Сегодня Мартин Бота - крупнейший специалист в области трансплантационного иммунитета, связанного с трансплантациями. Им разработаны методики, позволяющие получать наиболее успешные результаты после операции пересадок органов у людей. На основании исследований и опыта Мартина Бота можно сказать, какие должны быть иммунологические показания для трансплантации. Во-первых, пересаживать нужно лишь полноценные органы от здоровых доноров; во-вторых, у донора, и реципиента обязательно совпадение групп крови по системе АВО, как это требуется при трансфузии крови; в-третьих, для донора, и реципиента обязательна тканевая совместимость, и, в-четвертых, к моменту пересадки ни у донора, ни у реципиента не должно быть тканевых антител.

     Если у одного из них такие антитела есть, то отторжение трансплантата последует незамедлительно почка, например, отторгается в течение часа.

     Поясняя этот момент, надо сказать, что не только антитела реципиента ведут борьбу с пересаженным органом, но, и антитела трансплантата борются с реципиентом. Как правило, тканевые антитела - спутники тех, кому делались многократные переливания крови. Есть они, и в организме неоднократно рожавших женщин.

     Наличие тканевых антител у этих людей можно понять из механизма образования иммунитета. После успешной контратаки на врага организм становится устойчивым к этому врагу. Дело в том, что, как известно, «встреча» организма с чужеродным белком вызывает образование специфических антител. Однако через некоторое время после прекращения контакта организма с антигеном, вызвавшим образование этих антител, количество антител, циркулирующих в крови, постепенно уменьшается, и в конце концов они исчезают. Однако в организме сохраняется иммунологическая память. При повторном введении таких же антигенов появляются те же антитела, причем чрезвычайно быстро, и в большом количестве. Такая реакция получила название анамнестической, или реакции «воспоминания» Иммунологическая память - это информация, записанная в клетке, продуцирующей антитела. Она сохраняется в белковой молекуле, содержащей нуклеиновую кислоту, в которой зашифрована информация, необходимая для синтеза антител определенной специфичности. Если же в организм попадает белок неоднократно, часть клеток не прекращает выработку антител, и они все время циркулируют в кровотоке. Такое положение, и наблюдается у лиц, которым делались частые трансфузии крови. Антитела много рожавших женщин, по-видимому, связаны с тем, что ткани развивающегося зародыша обладают антигенными свойствами, и вызывают реакцию биологической несовместимости с материнским организмом. Однако нормальная беременность протекает без выраженного иммунологического конфликта между матерью, и плодом. Это обусловлено гормональной системой женского организма. С иммунологической точки зрения роды можно рассматривать, как своеобразное отторжение гомо трансплантата.

     Несколько слов о тканевых антигенах, вызывающих рождение антител. Существует несколько групп тканевых антигенов. При трансплантации ткани донора, и реципиента могут быть несовместимы лишь по двум признакам, в крайнем случае - по трем.

     Сейчас стало известно, что при определенных условиях организм перестает отвечать на вторжение посторонних антигенов, или, как принято говорить, становится толерантным к ним. В эксперименте было сделано много попыток привить толерантность к определенным тканям. Эксперименты увенчались успехом. Недавно в печати было сообщение о двух собаках, которые уже два года живут с пересаженными сердцами, и даже имеют потомство - четырех совершенно здоровых щенят. Профессор Бернар Альперн, директор Парижского иммунологического института, вводил в течение года животным новую сыворотку, которая препятствовала проявлению биологической несовместимости. Через год опасность отторжения была исключена, и вливание сыворотки прекратилось. В настоящее время ученые работают над тем, как выработать толерантность к тканям донора в организме человека.

     Следующая проблема, которая стоит перед иммунологами, - это разработка методов консервирования живых органов, и тканей с целью создания так называемых «банков органов, и тканей», подобных существующим сейчас «банкам» консервированной крови, и костного мозга.

     Когда эти проблемы решатся, тогда можно будет широко применять, и операции трансплантации органов в восстановительной хирургии.

 

     Материалы подготовлены специальными корреспондентами журнала «Наука, и жизнь» Н. ЗЫКОВЫМ, и Т. КРУГЛОВОЙ.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее