№12 декабрь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Наука в фантастике: эпизоды истории

Антон Первушин

Предыдущий очерк см. «Наука и жизнь» № 1, 2, 4, 5, 9, 10, 11 2024 г. и № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 2025 г.

В 1970-е годы советская фантастика оказалась в идеологическом тупике. Всем стало очевидно, что мировая коммунистическая революция в обозримом будущем не произойдёт. В СССР возобладала концепция построения «развитого социализма», которая подразумевала мирное сосуществование стран с разными общественно-политическими укладами. Борьба за «светлое будущее», направлявшая сюжеты большинства литературных произведений, отошла на второй план. В то же время продолжала действовать цензура, не позволявшая фантастам заниматься свободным социальным моделированием в духе западных коллег. Выход нашли в русском космизме.

Иллюстрация художника Льва Епифанова из книги Андрея Балабухи «Люди кораблей». 1983 год. Источник: fantlab.ru.

Высокий путь

Русский космизм, несмотря на утверждения его адептов, никогда не был единым философским течением. Он появился как ответ на кризис в идеологии, которая перестала соответствовать важному требованию направления общественного целеполагания.

Очевидным толчком к формированию мировоззренческих представлений, альтернативных марксизму-ленинизму, стала ревизия приоритетов в области внутренней политики, связанная с необходимостью перехода от мобилизационной экономики к поступательному развитию. С согласия партийного руководства в середине 1960-х годов началась дискуссия между советскими философами, в ходе которой они пришли к консенсусу, что социалистическое общество является «постоянно меняющимся и прогрессирующим», а коммунизм состоит из отдельных «ступеней экономической зрелости», включающих развитой социализм как необходимую стадию. Самым важным из того, что закреплялось в новой концепции дальнейшего построения государства, был декларируемый отказ от попыток «искусственно форсировать переход к коммунизму». На XXIV съезде КПСС, который проходил с 30 марта по 9 апреля 1971 года, новая концепция была закреплена официально.

Именно тогда и возник русский космизм. Авторство термина принадлежит философу и теоретику культуры Ренате Гальцевой. В дополнениях к пятому тому «Философской энциклопедии» (1970), в статье, посвящённой академику Владимиру Вернадскому, она писала: «В. развивает натурфилос. идеи т. н. рус. космизма (Циолковский, Чижевский, отчасти Фёдоров и Флоренский), рассматривающего Вселенную и человека как единую систему со своей регуляцией (гомеостазисом) и предполагающего разумное преобразование космоса. Мысль В., сосредоточенная на космосе как целом, развивается в противопоставлении косного и живого вещества и усматривает критерий космич. прогресса в постепенном нарастании сил разума во Вселенной».

Космизм возник не на пустом месте. Он был достаточно известным течением в мировой философской мысли. Его истоки находили в древнегреческой атомистике и трактатах Джордано Бруно. Значимое развитие космизм получил в XIX веке, когда европейские учёные попытались придать ему практическое наполнение. Скажем, американский философ и историк Джон Фиске стремился объединить представление о космосе как среде обитания с дарвиновской теорией эволюции, утверждая, что Вселенная изначально приспособлена для появления жизни и разума...

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее