ТУРЫ В КОСМОС НЕ ЗА ГОРАМИ

Н. ЯКУБОВИЧ

Еще полвека назад, когда человек делал лишь первые шаги в освоении космического пространства, Сергей Павлович Королев говорил, что люди будут летать в космос по профсоюзным путевкам. Сегодня мы живем в другом государстве, где космические разработки, несмотря на выдающиеся былые достижения, финансируются из рук вон плохо, да и профсоюзы уже не те. Впрочем, путевку в космос пока не купишь ни в одной стране мира. И все же можно утверждать, что эра космического туризма началась. Вслед за американцем Деннисом Тито и гражданином ЮАР Марком Шаттлвордом, побывавшими в космосе в составе научных экспедиций, нашлись и другие смельчаки, готовые оплатить полет из собственного кармана, даже если это будет очень короткое, суборбитальное космическое путешествие.

Новая разработка Экспериментального машиностроительного завода им. В. М. Мясищева - авиационно-космическая система "М-55 - С-XXI" для туристических полетов в космос впервые была представлена специалистам и журналистам 14 марта 2002 года.
Авиационно-космическая система для кратковременных суборбитальных космических полетов представляет собой аэросцепку самолета-носителя М-55 "Геофизика" с космическим модулем С-XXI; масса аэросцепки - 27 тонн.
Габаритные размеры космического модуля С-XXI невелики. Стартовой площадкой для него служит фюзеляж самолета-носителя М-55 "Геофизика".
В космическом модуле C-XXI, оснащенном отделяемой силовой установкой, несмотря на малые размеры, размещаются герметичная трехместная кабина, передний и задний отсеки оборудования.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Макет космического модуля С-XXI в натуральную величину

Речь идет о принципиально новой российской авиационно-космической системе, предназначенной для кратковременных суборбитальных полетов на высоте свыше 100 км (нижняя граница космоса) одного пилота и двух туристов. Так же как американский "Спейс-Шаттл", оснащенный маршевым жидкостным ракетным двигателем, наш космический модуль С-XXI в составе аэросцепки с самолетом М-55 "Геофизика" можно назвать воздушно-космическим самолетом. Правда, разработчики окрестили С-XXI ракетным модулем, поскольку он оснащен отделяемой силовой установкой с твердотопливным ракетным двигателем.

В основу проекта авиационно-космической системы "М-55-С-ХХI", создаваемой на Экспериментальном машиностроительном заводе им. В. М. Мясищева, положены уникальные технологии, которыми располагают сегодня российская авиация и космонавтика. (Напомним, что 15 лет назад завод был головным разработчиком орбитального корабля "Буран".) По замыслу проектировщиков, самолет М-55 "Геофизика", также созданный на заводе им. В. М. Мясищева, будет использован в качестве носителя. Этот уникальный аппарат, способный летать на высоте свыше 20 км, доставит космический модуль в верхние слои атмосферы.

С-ХХI массой 3500 кг (без учета силовой установки) разместится на фюзеляже самолета-носителя М-55. Начальная масса аэросцепки составит 27 тонн. Между двумя модулями воздушно-космического самолета будет установлена двусторонняя связь, так что экипажи смогут вести переговоры и совместно контролировать состояние и работоспособность всех систем аэросцепки по показаниям контрольно-записывающей аппаратуры и с помощью тестирования оборудования. В случае обнаружения какой-либо неисправности на начальном этапе полета самолет сможет совершить посадку до разделения модулей.

Схема полета туристического воздушно-космического самолета предельно проста. На высоте 17 км самолет-носитель М-55 "Геофизика" выполняет "горку", в этот момент космический модуль С-ХХI отделяется от него и запускает маршевый двигатель, а М-55 выполняет маневр ухода от его траектории со снижением. На активном участке полета по заранее выбранной траектории перегрузки в космическом модуле нарастают и приближаются к тем, что испытывают космонавты. В определенной точке ракетная силовая установка отделяется от пассажирской капсулы, и та, получив необходимое ускорение, начинает двигаться по баллистической траектории, маневрируя с помощью газодинамических органов управления. С-XXI развивает максимальную скорость 1450 м/с, вполне достаточную для совершения суборбитального полета. (Напомним, что для выхода на орбиту искусственного спутника Земли требуется скорость 7800 м/с.) В наивысшей точке баллистической траектории пассажирская капсула будет находиться на высоте около 101 км. В течение трех минут путешественники смогут испытать все "прелести" космического полета, включая 25-секундную невесомость, увидеть черное небо вокруг и голубую Землю внизу. Общая же продолжительность суборбитального космического полета от взлета до посадки будет немногим более часа.

Во время снижения с обеих сторон пассажирской капсулы раскроются небольшие экраны, обеспечивающие ее управляемый спуск с использованием аэродинамической подъемной силы. Для маневрирования при заходе на посадку предусмотрены рули поворота и элевоны. По проекту, пассажирская капсула должна садиться "по-самолетному" - на колесное шасси, но возможно приземление аппарата и на парашюте.

Макет космического модуля С-XXI, выполненный в натуральную величину, впервые был показан 14 марта 2002 года. Аппарат поразил всех своими малыми размерами: при длине всего 7,7 м и ширине фюзеляжа менее 2 м в нем нашлось место для трехместной герметичной кабины, отделяемой силовой установки, отсека оборудования с системами управления, жизнеобеспечения и спасения. В дальнейшем предполагается оснастить аппарат новейшей компьютерной системой, которая возьмет на себя все функции управления, а пилот будет присутствовать в кабине скорее для подстраховки. Система жизнеобеспечения, поддерживающая внутри пассажирской капсулы нормальное давление и температуру в пределах 18-25оС, позволит пилоту и космическим туристам находиться в ней без индивидуальных дыхательных приборов.

Пока, правда, неясно, каким образом будет возвращаться на Землю отделяемая силовая установка. Если не найти способа ее приземления, то аэросцепка "М-55 "Геофизика" - С-XXI" сможет совершать полеты только с аэродромов, расположенных в ненаселенной местности, например в Сибири или Заволжских степях. Что касается Подмосковья или окрестностей других крупных городов, то зон отчуждения, пригодных для падения отработавших агрегатов космических летательных аппаратов, в них нет. Вопрос этот надо непременно решить в ближайшее время, иначе коммерческая сторона проекта может оказаться не столь привлекательной и выгодной.

Создание авиационно-космических систем, подобных аэросцепке "М-55-С-XXI", сегодня становится реальностью. Аппараты для космического туризма разрабатываются не только у нас в стране, но и за рубежом. Но, как говорят российские конструкторы, у нашей разработки два несомненных плюса: во-первых, низкая стоимость, несопоставимая с предполагаемы ми ценами западных образцов, и, во-вторых, высокая степень готовности проекта, а значит, и вполне конкретные сроки его исполнения. Подтверждение тому - существующий макет аппарата в натуральную величину, созданный на основе серьезных аэродинамических, баллистических и прочих расчетов. Более того, уже детально проработаны основные узлы и агрегаты будущей машины.

Впервые за всю историю отечественной космонавтики заказчиком многоразового космического аппарата выступило не государство, а коммерческая компания "Суборбитальная корпорация" (Россия), руководители которой понимают, что развитие космического туризма не за горами. По мнению астронавта Базза Олдрина, второго человека, ступившего на Луну, - это единственный путь, ведущий к появлению поколения, способного освоить Марс, а потом и более глубокий космос. За реализацию туров взялась американская фирма "Space Adventure".

Первые полеты С-ХХI запланированы на 2004-2005 годы. В дальнейшем предполагается построить шесть-семь космических модулей, которые будут по очереди совершать до трех суборбитальных полетов в неделю. Стоимость такого путешествия - около 100 тыс. долларов, это в 200 раз меньше, чем заплатил за полет на станцию "Мир" Деннис Тито.

Космический туризм - лишь один из возможных вариантов использования С-XXI. Помимо полетов имеющих немалые деньги искателей приключений аппарат, по мнению разработчиков, можно задействовать и в научных целях, например проводить с его помощью медико-биологические эксперименты, мониторинг земной поверхности или исследования некоторых явлений в области аэродинамики.


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Техника. Вести с переднего края»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее