Заколдованный лес

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «The Conversation» и «The Economist» (Великобритания), «PM Magazin» (Германия), «The Journals of Gerontology» и «Weatherwise» (США).

Всем знакомы, хотя бы по фотографиям, скелеты давно вымерших динозавров, раскопанные палеонтологами на разных материках. Менее известны и значительно более редки окаменелости деревьев. Замечательно сохранились окаменелые стволы близ немецкого города Хемниц, о них знал ещё основатель геологической науки бургомистр Хемница Георгий Агрикола (1494—1555), автор многотомного труда «О природе окаменелостей». В 1752 году такие деревья доставили во дворец курфюрста Августа III на платформе, в которую были запряжены 28 лошадей. Судить о том, из каких именно деревьев этот лес состоит, в то время наука не могла, и один последователь Агриколы через полвека после первой находки написал, что «здесь окаменели дубы или буки». В середине XIX века немецкий ботаник Иоганн Генрих Роберт Гёпперт (1800—1884) определил, что это хвойные, и дал каменным деревьям научное название Megadendron saxonicum (огромное дерево из Саксонии). Уникальная сохранность стволов уже в наше время позволила очень много узнать не только о них, но и обо всей экосистеме. Датирование по изотопам урана в кристаллах циркона из окружающей породы показало, что деревья окаменели 291 миллион лет назад, плюс-минус два миллиона лет, в пермский период палеозоя. На каменных спилах видны даже годовые кольца. На одном из стволов сохранился след молнии, пробившей дерево с верхушки до корней, по годовым кольцам видно, что это произошло за 12 лет до извержения вулкана. Только лесной гигант успел залечить повреждения от молнии, и тут новая беда. В результате раскопок 2008—2011 годов найдены ещё 53 дерева.

Несколько найденных каменных стволов выставлены в Музее естествознания в Хемнице. Некоторые из них поддерживаются металлической конструкцией, чтобы не рассыпались. Фото: Sgeureka/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0.

Ход извержения вулкана 291 миллион лет назад удалось довольно подробно реконструировать. Сначала на окружающий лес посыпался тонкий пепел, убивший всё живое. Затем вулкан взорвался, и взрывная волна повалила все деревья в округе корнями к жерлу кратера, кроной от него. Каким образом некоторые деревья и древовидные папоротники сохранились «стоймя», хотя и в перевёрнутом виде, корнями вверх, верхушкой вниз, остаётся непонятным. А в расщелинах и трещинах коры, изучая её на тонких спилах, в наши дни нашли целый зоопарк: огромную сколопендру длиной 2,5 м и весом, по оценкам палеонтологов, в центнер, нескольких скорпионов длиной по 10—12 см и даже мелких предков млекопитающих. Надо учитывать, что 291 миллион лет назад эта местность находилась вблизи экватора, и только дрейф континентов принёс её вместе с каменным лесом в ту часть Европы, которая позже стала Германией.