ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В ДЕКАБРЕ 2002 - ЯНВАРЕ 2003 ГОДА

Луна и планеты в предрассветные часы в конце декабря 2002 года.
Покрытие Луной звезд ε и κ Близнецов 20 декабря и 21 декабря 2002 года.

В первые декабрьские вечера сразу с наступлением темноты наиболее удобно для наблюдений расположены лишь планеты Уран и Нептун. Однако увидеть их невооруженным глазом и даже в бинокль невозможно, нужен телескоп. Далекие планеты-гиганты медленно движутся в неярком созвездии Козерога, что раскинулось на юго-востоке.

Первая яркая планета - Сатурн - вечером только-только появляется на востоке. Кульминации, то есть максимального подъема над горизонтом, он достигает лишь в 3 часа ночи. Перемещается планета попятным движением (справа налево) на фоне созвездия Тельца, вблизи его границы с Орионом.

Восхода Юпитера в начале декабря придется ждать до 23 часов (в январе - до 20 часов). Он, как и Сатурн, движется попятно; возвращается в созвездие Рака после довольно продолжительного "стояния" на границе между Раком и Львом. К моменту кульминации Сатурна (к 3 часам ночи) Юпитер поднимется уже довольно высоко над юго-востоком и будет самой яркой "звездой" на небе.

Примерно за два часа до рассвета, около 6 часов утра, на востоке одна за другой появляются еще две планеты - Марс и Венера. В конце ноября их разделяло около 4о, и расстояние это быстро уменьшалось. Венера двигалась навстречу Марсу до 19 ноября. Затем для земного наблюдателя она как бы остановилась. Это и называют стоянием планеты. На самом деле в это время Венера и Земля движутся "параллельными" курсами по одну сторону от светила. И планеты разделяет совсем небольшое расстояние (по астрономическим меркам, конечно). Сначала это всего лишь 0,3 а.е., в дни стояния - 0,31 а.е., к началу декабря расстояние возрастает до 0,38 а.е., а еще через месяц, в новогоднюю ночь, составит 0,59 а.е. Когда Венера находится близко от Земли, ее видимый диаметр очень велик, порядка 60", или 1'. Это самый большой видимый размер планеты, какой мы можем наблюдать с Земли. Такие предметы зоркий глаз различает безо всякой помощи. И узкий, тонкий серп Венеры (фаза 20%) некоторые люди тоже отчетливо видят невооруженным глазом. А в бинокль увидит, наверное, каждый.

С удалением от Земли фаза Венеры будет возрастать (серп утолщается). Во время стояния он в фазе 36%, а к началу января - 44%. При этом блеск Венеры чрезвычайно высокий: возрастает от -4,4m в начале описываемого периода до рекордного -4,8m в конце первой недели декабря. После этого он начинает понемногу убывать, но все равно в течение всего января утренняя Венера видна во всем ее великолепии.

Марс, который все это время виден неподалеку от Венеры, в сравнении с ней кажется невзрачным, тусклым, невыразительным. Рядом с роскошной Венерой его можно вообще даже не заметить, хотя блеск Красной планеты не так уж мал, 1,7m (но почти в 300 раз меньше, чем блеск Венеры).

Объясняется это тем, что Марс в декабре и январе находится еще на значительном расстоянии от нас - больше 2,2-2 а.е. Постепенно блеск Марса растет до 1,5m, но пока еще ничто не предвещает, что этот год станет одним из особых для наблюдателей Красной планеты. В 2003 году нас ожидает Великое противостояние Марса. С момента последнего такого тесного сближения с Землей прошло 15 лет. У любителей астрономии еще есть время, чтобы хорошенько подготовиться к интересным наблюдениям. А пока постарайтесь запомнить его таким, каков он в начале года, чтобы потом острее почувствовать разницу. Еще уточним, что обе ближайшие к Земле планеты в это время находятся в созвездии Девы, неподалеку от главной его звезды, Спики.

И, наконец, о Меркурии. Увидеть его можно будет только в конце декабря. Он ненадолго "вынырнет" из солнечного сияния, поднявшись над юго-западным горизонтом всего на несколько градусов и вскоре исчезнет.

Где и как в конце ноября, в декабре и январе будет видна Луна? 20 ноября наступит полнолуние . В это время спутник Земли поднимается высоко и подолгу виден на небе. 1 декабря он пройдет в 2-3о севернее Марса и Венеры.

4 декабря Луна окажется между Землей и Солнцем. Земным наблюдателям будет казаться, что она на пару дней совсем исчезла, за это время Луна передвинется к востоку (влево), и ее можно будет снова наблюдать. Однако тонкий серпик поднимется слишком низко и у нас виден лишь в южных краях. Только через день-другой лунный серп засияет невысоко на юге, в созвездии Стрельца. 11 декабря, когда Луна будет находиться в Водолее, мы увидим, что ее диск наполовину освещен справа - наступила фаза первой четверти. Дни этой фазы - лучшее время для наблюдений лунного рельефа с помощью небольших оптических приборов. Многочисленные лунные кратеры и горы четко выделяются вблизи границы света и тени (ее называют терминатором).

Луна тем временем продолжает свой неизменный бег вокруг нашей планеты и быстро "полнеет". 19 декабря Земля окажется между Луной и Солнцем, следовательно, земной наблюдатель увидит ее полностью освещенной - наступит полнолуние. В этот вечер Луна пройдет в 3о севернее Сатурна. Затем она начнет убывать, и на следующий день фаза будет уже 0,99. Такое изменение трудно заметить невооруженным глазом, но если вы именно 20 декабря будете наблюдать Луну в бинокль или телескоп, то станете свидетелем редкого и интересного явления, которое, кроме всего прочего, поможет увидеть тот самый неосвещенный один процент лунного диска. В эту ночь Луна пройдет перед довольно яркой звездой ε (эпсилон) Близнецов (3,1m) и ровно на час скроет звезду от жителей средних широт, в том числе и от москвичей. Наблюдать явление покрытия чрезвычайно любопытно - оно дает возможность воочию заметить движение Луны, которая буквально на глазах неумолимо надвигается на звезду. Астрономам бывает интересно оценить, насколько быстро (мгновенно или нет) погаснет звезда, что даст им сведения о параметрах и звезды, и лунной поверхности.

В Москве покрытие произойдет в 19 ч 36 мин, а открытие - в 20 ч 36 мин, в Санкт-Петербурге - в 19 ч 44 мин и в 20 ч 41 мин соответственно.

На следующую ночь предоставляется возможность провести такие же наблюдения жителям восточных областей России. Они смогут наблюдать, как Луна покроет звезду κ (каппа) Близнецов (3,6m). А на долготе Москвы будет видна только заключительная часть этого астрономического явления - открытие звезды.

27 декабря наступит последняя четверть - Луна в это время будет в созвездии Девы. 30 декабря случится еще одно покрытие, также очень редкое, на этот раз не звезды, а планеты Марс. Наблюдать его смогут, к сожалению, только жители восточных областей нашей страны. В Дудинке покрытие начнется в 3 ч 49 мин, в Улан-Удэ - в 3 ч 52 мин, в Чите и в Якутске - в 3 ч 47 мин.

3 января 2003 года Луна снова окажется между Землей и Солнцем. Новолуние наступит в созвездии Стрельца. Первая четверть приходится на 10 января, в созвездии Рыб. 14 января Луну можно будет видеть в созвездии Тельца, в 5о севернее звезды Альдебаран, на краю звездного скопления Гиады, а на следующую ночь - вблизи Сатурна, от которого она пройдет всего в 2о. Полнолуние наступит 18 января. В эту ночь Луну можно будет видеть вблизи ярких звезд Кастор и Поллукс из созвездия Близнецов. В первой четверти она окажется 25 января.

Удачных вам наблюдений.

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба.

С автором можно связаться по электронной почте: astronom@narod.ru или зайдя на его сайт в Интернете: http://astronom.narod.ru