Квантовый «домик»

Максим Абаев

Синтезированные квантовые точки, конечно, можно оставить в виде коллоидного раствора и так использовать, но куда интереснее попробовать собрать из них какое-нибудь простенькое квантовое устройство. Только для этого нужно сначала поймать объект, проявляющий квантовые свойства, а затем научиться управлять его состояниями. Например, изолированные атомы можно поместить в специальные оптические ловушки и сделать на их основе небольшой квантовый компьютер. Но проводить манипуляции с отдельным атомом ох как не просто, куда приятнее иметь дело с квантовыми точками, которые не зря называют искусственными атомами.

Слева — схематичное изображение трёхмерного каркаса из молекул ДНК, внутри которого находится квантовая точка. Зелёный «хвостик» на квантовой точке — последовательность нуклеотидов из 50 штук. С помощью этого хвостика квантовая точка «цепляется» за каркас. Справа — фотография подобных объектов, полученная с помощью электронного микроскопа. В правом верхнем углу — увеличенное изображение «ДНК-домика» с квантовой точкой. Иллюстрация из статьи: Chen C., Wei X., Parsons M. F. еt al. Nanoscale 3D spatial addressing and valence control of quantum dots using wireframe DNA origami. Nature Communications, 13, 4935, 2022/ CC BY 4.0.

Как пишет группа исследователей в статье в «Nature Communications», опубликованной в конце 2022 года, им удалось из молекул ДНК сделать трёхмерный каркас и поместить внутрь него, как в домик, квантовую точку, а на «крыше» этой необычной конструкции закрепить молекулы органических красителей. Технология изготовления подобных ДНК-каркасов называется ДНК-оригами...