Про напиток из цикория

Кандидат фармацевтических наук Игорь Сокольский

Вы, говорит, много цикорию кладёте да не довариваете. Дайте-ко я!
И. Гончаров. Обломов

Настоящая слава к цикорию, скромному лекарственному растению из семейства Астровые, пришла в XVIII веке, когда его обжаренные корни начали использовать в качестве дешёвого заменителя дорогого натурального кофе. Напиток, приготовленный из обжаренного молотого цикория или цикорно-кофейной смеси, распространился сначала в Нидерландах, а затем в Англии, Бельгии, Пруссии и Франции.

В Россию цикорный кофе привезли с собой многочисленные практичные немецкие булочники, сапожники, портные, парикмахеры, слесари и прочий ремесленный люд. Знаток петербургского быта Николай Эдуардович Гейнце, автор более сорока романов и повестей, в романе «Аракчеев» писал: «По воскресеньям же Крестовский остров делался центром сборища всего немецкого петербургского населения, часть которого угощалась в обширном деревянном трактире, находившемся на берегу <…>. Другая же часть публики обыкновенно привозила с собою корзины с различною домашнею провизиею, которые были переносимы с яликов и ялботов на берег различными домочадцами ремесленно-патриархального быта <…>.

Эти таборы покрывали почти весь склон берега, где дымились самовары, кипели кофейники, распространявшие на изрядное пространство запах жжёного цикория…».

Довольно скоро цикорный кофе и его запах проникли в домашний быт небогатого населения российских городов и мелкопоместных дворян. По этой причине возникла необходимость производить обжаренный цикорий в самой России. Начало цикорному промыслу положил выходец из немецкого города Альтенбурга в Тюрингии Йохан Фридрих фон Лаубе. Во времена царствования Екатерины II в 1775 году он купил за 800 рублей поместье Херттуала близ Выборга. Здесь, начиная с 1796 года, фон Лаубе организовал выращивание корневого цикория. На построенной тут же фабрике выкопанные корни цикория мыли, сушили, обжаривали, измельчали и упаковывали. Готовый цикорный кофе продавался в Петербурге. В 1799 году владельцем поместья и цикорного производства стал зять Лаубе, ганзейский коммерсант Йохан Фридрих Хакман, переселившейся в 1777 году из Бремена в Выборг, где со временем стал одним из самых влиятельных людей города1. Эта цикорная фабрика работала непрерывно до 1830 года, пока её не пришлось закрыть из-за падения цен на обжаренный цикорий...

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее