Моя золотая долина…

Академик Анатолий Деревянко, научный руководитель Института археологии и этнографии СО РАН. Беседу ведёт Наталия Лескова

Анатолий Пантелеевич Деревянко. Фото Андрея Афанасьева.

— Анатолий Пантелеевич, вы родились в семье бригадира плотницкой артели. Три сына. И все умные. С высшим образованием. Вы вообще — академик. Как это получается?..

— …Во-первых, у всех рождаются умные дети! Многое, конечно, зависит от семьи, от среды. Есть замечательная песня «С чего начинается Родина?». С букваря, с семьи, с друзей… Со школы, книг, учителей! Очень важно, чтобы учитель начиная с первого класса не выделял хороших и плохих. Часто получается, что на ребёнке поставят «крест», и в дальнейшем у человека большие проблемы, он не верит в себя.

В этом смысле мне очень повезло. Семья у меня вроде бы простая, но замечательная — крепкая и дружная. К сожалению, никого уже не осталось, ни родителей, ни братьев. Родители нам всё время говорили — учитесь, учитесь. Время было послевоенное, трудное… Мы рано начали работать. Первые деньги свои я заработал, когда мне было девять лет, а в одиннадцать — кадровый рабочий, после школы. Мы зарабатывали на учебники, на одежду и на жизнь, помогали родителям. Я рано научился читать — в пять лет, а в шесть уже пошёл в школу.

— Как Филипок из рассказа Льва Николаевича Толстого…

— Да. У меня были очень хорошие учителя. Я до сих пор помню первую учительницу, Марию Владимировну Оробий! Много читал, интересовался историей, географией, меня увлекали открытия, путешествия. Начал писать заметки, стихи, посылал в газету, но стандартный получал ответ, который получают все мальчишки в таком возрасте: учитесь дальше, и когда-нибудь вас опубликуют. Так и вышло: одну из первых заметок опубликовала «Пионерская правда», когда мне было лет десять-одиннадцать. А первый мой рассказ был напечатан, когда я учился в десятом классе. Я думал заняться журналистикой…

— Почему же не занялись?

— Можно сказать, что занялся — написал несколько популярных книг. Они переводились на другие языки, переиздавались.

После окончания школы встал вопрос: куда поступать? Журналистика была только в Москве. У родителей средств, чтобы отправить меня туда, не было, и я поступил на историко-филологический факультет в Благовещенске. Я ведь родился на Дальнем Востоке. Село Тамбовка Амурской области, областной город у нас в 45 километрах…

В этом году я посетил свой родной Благовещенский пединститут (сейчас он педуниверситет). Радовался, насколько там изменилась материальная база, всё стало лучше для студентов…

— А как вы стали археологом?

— В 1961 году в Амурскую область приехал профессор Алексей Павлович Окладников, будущий академик, в то время он уже был известным учёным. Намечалось строительство Зейской гидроэлектростанции, и по закону необходимо было провести обследование зоны будущей ГЭС. Окладников приехал для организации этой экспедиции. И из института попросил трёх студентов — я попал в их число. Так случилась моя первая экспедиция. До этого я прочитал много литературы об открытиях в разных странах, в том числе археологических. И когда мы узнали, что можем попасть в археологическую экспедицию, нам было интересно, но не очень понятно: а что можно искать в нашей Амурской области?

Но уже первые экспедиционные дни открыли передо мной новый мир. Я хорошо помню тот момент. Наш лагерь остановился в селе Поярково, у горы Шапка, это в шести километрах от Амура, с вершины был виден Амур, а на этой горе была средневековая крепость. В тех местах когда-то жил один из народов, населявших значительную часть Восточной и Центральной Азии…

Рано утром я поднялся наверх, вышло солнце, я посмотрел вокруг… Этот момент перевернул моё сознание: оказывается, то место, где я родился (а Поярково недалеко от нашего села), имеет богатейшую историю. А я об этом и не догадывался!

— В той первой экспедиции вы что-то ценное нашли?

— Что такое «ценное» в археологии? Выделять что-то, мне кажется, не совсем правильно, потому что развитие человечества, как и жизнь каждого из нас, идёт постепенно, и всё там взаимосвязано. В развитии истории человечества, цивилизации важна эта целостность, где всё имело своё значение...

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее