Время Пегаса. Осеннее небо

Кандидат физико-математических наук Алексей Понятов

Этой осенью продолжаем разговор о созвездиях семейства Персея, одного из самых известных героев древнегреческих мифов, победителя Медузы Горгоны. Сейчас речь пойдёт о Пегасе — волшебном крылатом коне Персея. Созвездие Пегас известно с древности и описано среди 48 созвездий астрономом II века Птолемеем. На территории России его лучше всего наблюдать в августе и сентябре.

Одно из старейших шаровых скоплений нашей галактики M 15. Изображение получено с помощью телескопа Шульмана (рефлектор диаметром 0,81 м) в обсерватории Маунт-Леммон (США). Это крупнейший в мире телескоп, разработанный для дистанционного управления через интернет любителями и профессиональными астрофотографами. Источник: Adam Block/Mount Lemmon SkyCenter/University of Arizona.

Созвездие Пегас (на латыни — Pegasus, сокращение Peg) — одно из самых крупных на небе: занимает по площади 7-е место среди 88 современных созвездий. Причём уступает находящейся на первом месте Гидре всего 14%. По числу звёзд, видимых невооружённым глазом (100 звёзд ярче 6m), оно делит 12—17-е места с Андромедой, Скорпионом и Змееносцем.

Три яркие звезды Пегаса — Маркаб (α Peg), Шеат (β Peg) и Альгениб (γ Peg) вместе со звездой Альферац (альфа Андромеды) образуют астеризм, известный как Квадрат Пегаса. Альферац, расположенный на границе созвездий, первоначально принадлежал Пегасу и имел обозначение δ Peg. Однако в 1928 году он был отнесён к созвездию Андромеда и стал α And. С тех пор в созвездии Пегаса нет звезды, обозначенной буквой δ. Квадрат Пегаса удобно находить на небе по его самой яркой звезде, Альферацу (2,05m), которая служит северо-восточным углом фигуры. Найти α And легко как последнюю из цепочки звёзд Андромеды на западе.

В созвездии Пегаса нет очень ярких звёзд, однако оно содержит пять звёзд с видимой величиной между 2 и 3 и столько же между 3 и 4. Из них 8 звёзд входят в число 300 самых ярких на земном небе. Но из-за большой площади созвездие не выглядит богатым...